• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » "На солнечной поляне" - занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов, замещающих родителей

    Методические разработки для специалистов Центра

    27.07.2016

    "На солнечной поляне" - занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов, замещающих родителей

    Педагог-психолог Центра Кочергина Елена Ивановна предлагает  свой вариант приемов и упражнений для  проведения занятия по профилактике эмоционального выгорания.

    1. Метафора.

    Скажи, в каком мире ты живешь?...Глядя из окна, ты видишь звездное небо…или серые тучи?  Вершину горы…или горы мусора? Гладь океана или грязные лужи?

    -…Каждая наша мысль создает все то, что окружает нас.

    -…Каждым своим поступком, словом, мыслью мы создаем тот мир, в котором живем!

    В одно окно смотрели двое:

    Один увидел смерть и страх,

    Огонь, страдание и горе,

    Привычного нам мира крах.

    Другой увидел там весну,

    Цветущие сады и небо голубое,

    Прекрасную зелёную листву…

    В одно окно смотрели двое…

    Психолог раздает каждому участнику в подарок  Притчу «Окно».

    2. Упражнение «10 Заповедей Начала дня». (текст заповедей в приложении)

     - Сегодня, я предлагаю вам «прожить» миг в позитивном, ярком, успешном и счастливом мире! Я приглашаю вас на солнечную поляну, но для начала дня нам нужен особый настрой!

    Участникам раздаются в подарок «10 заповедей Начала дня» и зачитываются ведущим под музыку.

    3. Упражнение «Свеча».

     - Мы отправляемся в путь…, но вы знаете, что в дорогу идут надежные, дружные, сплоченные, понимающие друг друга люди…вот сейчас и проверим, в какой степени вы сплочены? Как  вы понимаете, друг друга? Сможете ли вы преодолеть препятствие, которое нас ждет впереди (психолог проводит с участниками упражнение из «веревочного курса» - «Свеча»). 

    Инструкция к упражнению: все участники выстраиваются в шеренгу. Психолог дает свечу в руки крайнему слева человеку, а справа  - дает коробок со спичками. Задача группы: не сходя с места и не передавая свечу и коробок спичек, зажечь свечу! Условие: все делать молча. Если группа затрудняется, то дать возможность обсудить 1 минуту. (Каждый участник, по цепочке, получает 1 спичку, затем спичка крайнего участника зажигается, огонь передается от спички к спичке и последний участник зажигает свечу).

    4. Упражнение «Розовые очки» (звучит сказочная музыка). Психолог поздравляет участников мастер-класса с успешным прибытием на «Солнечную поляну», далее  проводит упражнение «Розовые очки».

    - Что мы обычно делаем, если нам в глаза светит яркое солнце?...Правильно!  Надеваем  очки от солнца. А я вам предлагаю надеть не просто солнечные очки, а розовые очки … и посмотреть на мир в розовом свете. Стоя в кругу, каждый участник одевает «Розовые очки» и говорит, что он видит,…какой мир его окружает,…(Психолог резюмирует: что каждый видит  то,  что он хочет видеть…)

    5. Фильм «Как распускаются цветы».

    - А сейчас я предлагаю вам лицезреть красоту цветов на нашей солнечной поляне… (психолог показывает фильм «Как распускаются цветы».)

    Обсуждение (психолог резюмирует: что люди также как цветы: растут, расцветают, становятся совершенными…).

    6. Игра «Кто Я?»

    (Для  повышения настроения, формирования оптимистичного взгляда на свою жизненную ситуацию, понимание себя, мотивов других людей)

    - …Сейчас каждый придумает себе необычное имя и ассоциацию себя с цветком, деревом или растением, запомните все или запишите на листочке, но так, чтобы никто не видел. Затем, нужно найти себе пару.

    (Работа в паре). Посмотрите внимательно друг на друга и определите, на какой цветок похож ваш друг,  нарисуйте этот цветок втайне от него. Вновь объединившись, предложите свой вариант видения, и узнайте: каким цветком представил вас ваш друг. Если совпали ваши представления, то это здорово. Это говорит о том, что вы могли прочувствовать друг друга, угадать настроение, значит ваше «душевное состояние на одной волне». А если еще совпало ваше имя с названием цветка, который возник у Вашего партнера относительно Вас, то это вообще супер-игра! Поблагодарите друг друга. Если даже не совпали представления относительно друг друга, то все равно поблагодарите. Мы думали о прекрасном, позитивном мире, проецировали его на себя, других. Это замечательно.

    (На полу или столе разложены  метафорические ассоциативные карты из серии «Хранительница сада».  Психолог предлагает найти ту  карту, на  которой изображен ваш цветок. Участники зачитывают послание-запись на карте).

    7. Гадание на ромашке (варианты аффирмаций- букв. «подтверждение»- краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни).

    - А сейчас настала пора гадания на ромашке?! (Звучит музыка.)

    Психолог с ромашкой в руках, подходит к участникам мастер - класса и предлагает оторвать лепесток (на лепестке написаны утверждения - аффирмации, их нужно проговорить так, чтобы они были услышаны Вселенной).

    8. Плетение венка из цветов (варианты пожеланий на лепестках).

    - Чем можно заняться на поляне? (Обсуждение).

    Психолог предлагает участникам сплести венок. Фоном звучит музыка.

    Психолог рассказывает историю обряда. …Венок из живых цветов у многих народов считался оберегом.  Л верили, что девушка с венком на голове, наделена магическими силами, которыми может покарать любого, кто пожелает ей зла. Одним из самых известных девичьих обрядов в ночь на Ивана Купала было плетение венков и гадание на них. Девушки плели венки с самого утра. Для них собирали полевой мак, васильки, дикую рожь, барвинок, бессмертник, мяту, тысячелистник, любисток, ромашку, хмель и другие растения…

    - А мы будем вплетать здоровье, любовь, радость, заботу, семейные ценности …

    (Участники мастер - класса «собирают»  цветы из готовых лепестков, на которых написаны пожелания,   а  из цветов «плетут» венки и одевают себе на голову)

    9. Упражнение «10 заповедей Завершения дня» (текст заповедей в приложении)

     (Звучит музыка)

    - Завершается наш день…(психолог зачитывает Заповеди и раздает их в подарок).

    10. Упражнение «Муравьиная тропа».  Группа разбивается на две части и встает на длинную «доску» по обе стороны от середины. Задача: двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на «землю или касается земли», упражнение начинается заново. После упражнения участники прощаются и уходят домой с хорошим настроением, с улыбками и подарками.

    Приложение: «10 заповедей Начала дня и Завершения дня».

    Психолог благодарит всех участников мастер - класса за работу!

     

    Материал подготовлен Кочергиной Е.И.,

    педагогом-психологом Центра

    Вернуться к списку