На своих занятиях социальный педагог Центра Колышкина Т.В. использует различные формы работы со слушателями. Представленное упражнение используется при реализации образовательных программ «Школа опекунов» и «Семейная мастерская» в занятиях по теме «Детско-родительские отношения».
Письмо от отца к сыну производит сильное впечатление на многих родителей, которые начинают понимать и осознавать собственные ошибки. Обсуждение этого письма побуждает родителей начать анализировать и делать выводы о том, как выстроены отношения с собственными детьми.
Педагог использует различные варианты в работе с текстом:
Цель – предоставить возможность родителям прочувствовать, проанализировать, и обсудить причины неконструктивных детско-родительских отношений.
Отрывок текста письма У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»
(с полным текстом можно ознакомиться в Приложении).
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
В конце дня, все началось снова. Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
Завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик».
Вопросы на осознание отношений со своими детьми:
- Я также поступаю с собственными детьми?
- Как часто и почему я это делаю?
Вопросы для обсуждения в группе:
- О чем это письмо?
- Почему отец себя так ведет?
- Что чувствует отец?
- Что чувствует сын?
- Что хочет сделать отец?
- Что для вас показалось важным?
- Как вы сейчас себя чувствуете?
Так ли уж редко мы ведём себя подобным образом по отношению к своим детям? Да не только к ним, а ко всем близким, которые искренне любят нас и призваны в этот мир, чтобы приносить нам счастье и доброту, нежность и ласку, понимание и заботу? Давайте, пока не поздно, остановимся и задумаемся о том, почему мы раздраженно реагируем на поступки, которые не соотносятся с нашим настроением? Чего мы добьемся, поступая так, кроме откровенного ухудшения отношений с близкими людьми?
Данный отрывок взят из книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
Материал подготовлен Т.В. Колышкиной,
социальным педагогом Центра
← Вернуться к списку