• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » «О родительском авторитете» (часть 2)

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    «О родительском авторитете» (часть 2)

    В первой части рассказывалось о нескольких сортах  ложного родительского авторитета

    Главным основанием истинного родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, гражданское лицо и поведение. Если родители свою жизнь проживают  честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть  родительский авторитет.

    Если жизнь папы проходит в пьянке, а мама неряха, их воспитательные разговоры с детьми едва ли будут иметь силу и родители вряд ли будут пользоваться каким- либо авторитетом.

    Родители имеют истинный авторитет тогда, когда они действительно умнее, взрослее и ответственнее своих детей.

    Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью.

    Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это - не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода,- значит, вы воспитали его правильно.

    Но вы - не только гражданин. Вы - еще и отец или мать. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребёнка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

    Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешёвым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.
         

    Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.
     

    В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Общий тон семьи создается личностью родителей. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбе, доверии, взаимопониманию.

    Чувствуя доверие с вашей стороны, ребенок проявит его с полной отдачей. Это особенно ценно в подростковом периоде.

    Авторитет знания и помощи.

    Авторитет знаний подразумевает, что  мнение родителей для ребенка ценится превыше всего, с кем он делится хорошим и плохим, и чья жизнь и душевное состояние ребенку небезразличны.

    Детям должно быть интересно с родителями, от которых они узнают что-то новое и познавательное.  Дети задают много вопросов, от простых до самых сложных, ответов на которые родителям, порой, сложно дать. Если вы забыли, кто изобрел лампу накаливания, почему бывает дождь или что такое космос, то нужно немного освежить свои знания через чтение научных книг, энциклопедий, общения с Интернетом. Конечно, ребенок может общаться с Интернетом, учителями и книгами в поисках знаний, но для детей важно получить знания по разным интересующим темам от родителей. Знание психологических нюансов взросления ребенка облегчит родителям  процесс его воспитания, а владение знаниями хотя бы общеобразовательной школы (ведь часто родители даже не знают, что проходят их дети в школе) позволит родителям быть «в теме». И тогда со своими вопросами ребенок обратится к родителям, а не к электронному справочнику. 

    Авторитет знания приведет и к авторитету помощи.

    В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он нуждается в совете и в помощи. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе или в показе какого- либо действия. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами поймете, как поступить наилучшим образом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем, либо дать ребенку возможность побыть одному. Если в вашей семье несколько детей, это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

    Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна.

    В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию или действие, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

    Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.
     

    Именно линия ответственности является следующей важной линией истинного родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребёнка.

    Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

     

    Материал подготовлен И. А. Пермяковой,

    педагогом-психологом Центра.

    Вернуться к списку