• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » «О родительском авторитете» (часть 1)

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    «О родительском авторитете» (часть 1)

    В чем же смысл истинного родительского авторитета в воспитании детей в семье?

    Смысл истинного родительского авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное

    достоинство старшего, как его сила и ценность.

    Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: Что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

    Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

    Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый воспитательский талант. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

    К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть одна: правильное воспитание. Те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания ради самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью.

    Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания.

     

    Есть много сортов такого ложного авторитета.

    Авторитет подавления.

    Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Данный авторитет родителя не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь, формирует человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

    Авторитет расстояния.

    Есть такие родители, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Отец обедает отдельно, развлекается отдельно, да и у мам: своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении у бабушки или у няни. Такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть разумно организованной семьей.

    Авторитет педантизма.

    В этом случае родители больше обращают внимание на детей, как бюрократы. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа человек не твердый. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми распоряжениями.

    Авторитет любви.

    Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители считают: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили своих родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно сильно любит меня, он такой нежный ребенок…». Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок должен слушаться из-за любви к своим родителям. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро ребенок замечает, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Используя этот опасный ложный авторитет,  в воспитании может вырастить неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

    Авторитет доброты.

    Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль,  они страшатся всяких конфликтов с детьми, вообще они- замечательные родители. Очень скоро в таких семьях дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов и требований.

    Авторитет дружбы.

    Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё таки родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи.

    Авторитет необходим в семье. Надо отличать истинный настоящий родительский авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушанием любыми средствами.

    В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

    Продолжение темы вы можете узнать из материала "О родительском авторитете" (часть 2).

     

    Материал подготовлен И. А. Пермяковой,

    педагогом-психологом Центра.

    Вернуться к списку