С самого рождения ребенка и его родителей связывают невидимые нити. Этот механизм заложен в нас природой и предназначен для выживания ребенка. Сначала эта привязанность крепнет и развивается, а затем ослабевает, но не исчезает совсем.
Основателем теории привязанности был английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби. Он говорил, что «привязанность — биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт». Гормоны матери (окситоцин) помогают откликнуться на этот призыв. Однако привязанность может формироваться не только в отношении мамы. Папа, бабушка, няня и другие взрослые могут с той же вероятностью стать «главными значимыми взрослыми» для ребенка, если обеспечат основной уход и заботу. Ребенок привязывается к тому человеку, который всегда рядом, который чутко отзывается и удовлетворяет его потребности, который способен обеспечить надежную безопасную базу для исследования окружающего мира. Но что делать, если эта связь разрывается? Разрывается резко и неожиданно для ребенка. Какие последствия для психики ребенка от разрыва с матерью?
В рамках обучающей программы «Школа опекунов» будущие замещающие родители могут получить ответы на эти вопросы. Для более глубокого понимания можно посмотреть научно-документальный фильм «Джон. Теория привязанности». Этот фильм снят в Великобритании в 1969 году и рассказывает об истории маленького мальчика Джона, родители, которого вынуждены были оставить его в частном садике на девять дней.
История о том, как меняется ребенок, как он проживает разлуку с родителями, как меняется его отношение к ним, формирует у будущих замещающих родителей представление о ребенке, проживающем материнскую депривацию, и её последствий для жизни и развития малыша.
Материал подготовлен Т.А.Моряковой, педагогом-психологом
отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Березники