Новости
23.08.2023 Упражнение «Живой дом».
На занятиях по теме «Детско – родительские отношения» с действующими замещающими родителями я использую упражнение «Живой дом».
Его цель – диагностика субъективного восприятия пространства семейных отношений. Данная техника позволяет за достаточно короткое время определить
какую роль в жизни играет каждый член семьи; а также понять, какую роль в семейной системе родитель отводит себе.
Инструкция.
- Напишите имена 7-8 человек из числа ваших родственников
и друзей, которые влияют на вашу жизнь в данный момент.
- На листе бумаге изобразите цветными карандашами деревенский домик полностью, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя, то есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.
Интерпретация:
- фундамент - значение «+»: главный материальный и духовный
«обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-»: человек, на которого все давят;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
- окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает
надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт
чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
- чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента
иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать
особую опеку, поддержку; также может трактоваться как символическое
обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с
миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Источник: книга Елены Тарариной «Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера.», Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, – 2013.
Из практики работы Белёвой Н.П., педагога-психолога
отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгуре
Слушатели проявляют большой интерес к упражнениям диагностического характера, когда могут сами себя продиагностировать и получить результат. С помощью данного упражнения они анализируют свои взаимоотношения в семье. Многие замещающие родители удивляются полученному результату, проговаривают, что «Всё сходится! Так и есть!».
Информацию подготовила Белева Н.П.,
педагог – психолог отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгуре.
←
Вернуться к списку