Если психологическая травма ребенка «не отработана», то она накладывает отпечаток на всю жизнь человека, на его отношение к себе и окружающим. Зачастую дети, которые были жертвами насилия, через несколько лет проявляют себя как обидчики, насильники. Поэтому очень важно помочь ребенку восстановить себя, выстроить жизненные цели.
В «зеленой комнате» тихо и спокойно. Это полностью звукоизолированная комната, покрашенная в теплые тона (светло-зеленый и бежевый). Мебель - с закругленными углами, ноги утопают в мягком ковролине, вместо стульев - кресла-мешки, принимающие форму тела, мягкие игрушки. Для ребенка это ощущение уверенности и защиты. На полке – книжки, раскраски, пластилин…
В углу специальный стол для рисования песком. Столешница подсвечивается голубым, розовым и желтым. Хочешь – рисуй кистью, хочешь – прямо пальцами или всей ладошкой. Песок мелкий и нежный. Это незаменимое средство скорой психологической помощи, чтобы снять нервное напряжение ребенка. На песке он может нарисовать своего обидчика, каким он его «видит». И эти переживания ребенок может изменить. Обидчика можно стереть с песка и нарисовать что-то другое. Сексуальное насилие чревато тем, что у ребенка исчезает чувство «могущества»: «я не могу ничего изменить». Работая с песком, ребенок меняет образы, развивает ситуацию, может придумать хороший конец для истории… Так называемый мокрый песок, как живой, из него можно что-то слепить, и в то же время он рассыпается, разжижается, ситуация меняется и тогда беспомощность уходит.
В зеленой комнате работают с ощущениями. Тесто, пластилин, песок… все, что может помочь ребенку снять напряжение и вновь поверить в себя, захотеть жить дальше.
Материал подготовлен Е.И. Мухариновой,
педагогом-психологом отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Березники