В жизни каждого человека есть то, что нас окрыляет и тормозит и это могут быть те послания, которые переданы детям родителями как кровными, так и замещающими. Явно или не явно (не обязательно эти послания должны быть высказаны вслух); своими действиями и отношением к жизни родители также посылают множество различных посланий своим детям.
Как ваши родители относились к своим профессиональным обязанностям? К своей роли мамы и папы? К тому, что вы старались (или не старались) заслужить их одобрение? Как они относились к деньгам? К отношениям между мужчиной и женщиной? К сексуальным отношениям? К получению образования? К мужчинам? К женщинам? Послание может быть негативным: «Родила собака щенят, сама скулит, щенята тявкают». Это говорилось о детях и о том, зачем же их родила мама «на свою голову».
Важно, чтобы послания были конструктивными; теми, которые хотелось бы взять детям с собой в качестве ориентира. На занятиях по программе переподготовки «Семейная мастерская» и модуль «Подросток в замещающей семье», психологи, так или иначе, затрагивают темы родительских посланий, прошлого опыта жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, прошлого опыта самих замещающих родителей. Для коррекции сложившихся детско-родительских отношений замещающим родителям предлагается написать своим детям письма с посланиями, которые смогут, по мнению родителей, поддержать их во взрослой самостоятельной жизни. Данная технология активно используется нашими специалистами в работе с замещающими родителями.
С разрешения родителей приводим примеры родительских писем к своим детям (из опыта работы педагога-психолога Е.И. Мухариновой).
Материал подготовлен Лукиной А.М.,
заведующей отделением ГБУДО ПК «ЦППМСС» в г. Березники