Работая с детьми, пострадавшими от разных видов насилия, часто сталкиваюсь с тем, что подросткам трудно бывает рассказывать о себе, они плохо знают себя, представления о себе размыты, им трудно говорить на эту тему.
Известно, что одним из последствий психологической травматизации ребенка, является снижение его самооценки и самоуважения. Поэтому на занятиях всегда использую упражнения, помогающие повысить самооценку, осознать себя, расширить представления о своей личности, почувствовать собственную уникальность и неповторимость.
Однажды в поле моего зрения попала рабочая тетрадь «Расправь крылья» Александра Паламарчука (спасибо ему, что делиться с коллегами!). Возможно, кто-то из коллег уже пользуется этими материалами, если нет, рекомендую. Все содержание направлено на формирование представлений подростка о себе.
Одно из полюбившихся мне заданий из этой тетради называется «Поэма обо мне».
Оно простое в проведении, но очень эффективно и результативно. Из опыта могу сказать, что сначала задание вызывает у подростка сопротивление, замешательство, с трудом подбираются слова, но по окончании видишь восторг в его глазах, гордость, удовольствие или смущенную улыбку. А бывает и так, что подросток хочет забрать свое творение с собой, повесить над столом или показать кому-нибудь из близких… Меня это только радует, значит зацепило и процесс пошел.
Цель: расширение представлений подростка о себе.
Задачи:
- сформировать позитивное самовосприятие ребенка;
- помочь ему увидеть и почувствовать свою индивидуальность, свои жизненные перспективы.
Материалы: готовый бланк, лист бумаги, ручка (лучше заготовить бланк, хотя можно проводить и просто так на любом листе бумаги).
Бланк
Я… |
|
Напиши 2-3 положительных качества о себе |
Я хочу… |
|
Напиши, что ты хочешь добиться в своей жизни |
Я беспокоюсь… |
|
Напиши, о чем ты беспокоишься |
Я… |
|
Повтори первую строчку поэмы |
Я волнуюсь… |
|
Напиши, что тебя волнует в твоей жизни |
Я… |
|
Повтори первую строчку поэмы |
Я мечтаю… |
|
Напиши, о чем ты мечтаешь. |
Я пытаюсь… |
|
Напиши, что ты пытаешься сделать, чтобы воплотить в жизнь свою мечту |
Я люблю… |
|
Напиши, кого ты любишь в своей жизни больше всего |
Я… |
|
Повтори первую строчку поэмы |
Примеры работ детей.
А эту поэму девочка захотела забрать с собой.
Материал подготовила Н.Н.Тюкалова,
педагог-психолог отделения ГБУДО ПК ЦПМСС в г.Чайковском