Срок проведения: 26.12.2022-01.02.2023
Время проведения: с 17.00
Место проведения: г.Чусовой
Контактное лицо: Жукова Нина Геннадьевна телефон для справок 89082415498
№ |
Дата |
Тема |
Содержание занятия |
Ведущий |
Часы |
Дата и время по согласованию |
Психологическое исследование семейной ситуации |
Собеседование, заполнение диагностических методик. Консультирование замещающих родителей по результатам диагностических мероприятий |
Педагог-психолог |
3 |
|
1. |
26.12.2022 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители Представление о потребностях развития приемного ребенка |
Знакомство с содержанием семинара-тренинга. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов. План работы учебных групп/Содержание, цели, задачи образовательной программы. |
Педагог-психолог |
1 |
Психологические проблемы ребенка, лишенного родительской заботы. Проблемы и трудности, которые возникают у детей, перенесших различного рода психологические травмы. Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, умственное развитие, социальная адаптация и др.) Оценка ресурсности кандидатов в обеспечении потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи. |
3 |
||||
2 |
09.01.2023 |
Этапы развития ребенка
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
Знакомство с психологическими особенностями детей разного возраста: потребности, стратегии воспитания и т.д. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. |
Педагог-психолог |
5 |
3 |
11.01.2023 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи Особенности воспитания детей с ОВЗ в условиях замещающей семьи |
Сложности, которые могут возникнуть при адаптации (привыкании) приемного ребенка и родителей. Как формируется привязанность между родителями и приемными детьми. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности») Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Подготовка детей, уже воспитывающихся в семье, к приему новых детей. Подготовка членов семьи к приему ребенка с ОВЗ. |
Педагог-психолог |
6 |
4
|
13.01.2023 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (Психология семьи)
Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи |
Знакомство с психологией семьи, законами и закономерностями ее функционирования. Семейные мифы, стереотипные сценарии поведения. Поиск в семейной истории ресурсов для развития ребенка. Анализ своей семьи: роли, правила и т.д. Влияние принадлежности к семье на каждого ее члена. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Детская подсистема: взаимоотношения младших и старших детей в семье. Проблемы и стимулы. Детская ревность. |
Педагог-психолог |
6
|
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Социальные связи семьи кандидата; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. Стабильность семейных отношений кандидатов. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. |
|||||
5
|
16.01.2023 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» Профилактика конфликтных ситуаций Особенности воспитания сирот-сиблингов в условиях замещающей семьи Особенности воспитания детей с ОВЗ |
Детско-родительские отношения. Как сделать так, чтобы вам было легко с детьми, а им – с вами, чтобы вы могли не враждовать, не обижаться, а сотрудничать. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество и т.д.; их причины и способы работы с ними. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Адаптация ребенка с ОВЗ к замещающей семье и семьи к ребенку. Задачи, проблемы, правила. Понимание родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. |
Педагог-психолог |
5
4 |
6 |
18.01.2023 |
Зная принципы и методы позитивного воспитания, мы сможем повлиять на поведение ребенка и договориться с ним. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Особенности адаптации сиблингов к замещающей семье. Детская подсистема: правила для родителей. |
|||
8 |
20.01.2023 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
|
Сохранять ли тайну появления ребенка в семье? Как рассказывать ребенку о его кровных родителях? Как самим относиться к кровной семье ребенка? Особенности ожидания семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Тайна появления ребенка в семье; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа родителей от ребенка. Роль специалиста в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации в замещающей семье. |
Педагог-психолог |
5 |
9 |
23.01.2023 |
Основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства. Меры социальной поддержки замещающих семей и т.п. |
Юрист |
6 |
10 |
25.01.2023 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
Семья как источник здоровья и благополучия ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка. Угрозы современного мира для ребенка. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. |
Педагог-психолог |
6 |
11 |
27.01.2023 |
Здоровье ребенка |
Врач-педиатр расскажет о том, как сохранить и улучшить здоровье ребенка; какова роль генетики и социальных факторов в состоянии здоровья человека. Познакомит с существующей системой и характеристиками групп здоровья. Особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья. Создание оптимальных условий для его развития. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка, последствий жестокого обращения. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
Мед.работник |
6 |
12 |
30.01.2023 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению Диспропорции развития ребенка |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для развития ребенка. Неадекватный уровень ожиданий при приеме ребенка с ОВЗ (диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия) Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
Педагог-психолог
|
5 |
13 |
01.02.2023 |
Взаимодействие замещающей семьи с ООиП и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители
|
Представление услуг Центра и доступной инфраструктуре соц.услуг для замещающих семей. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители. Проведение самооценки кандидатов и выявление их к приему ребенка на воспитание. Проведение итогового тестирования Выдача свидетельств о прохождении семинара-тренинга. |
Педагог-психол |
4,5 |
Дата и время по согласованию |
Индивидуальное консультирование (психологические особенности и этапы процесса проживания ребенком горя). |
Педагог-психолог |
1 |
||
Всего: |
66,5 |