Статьи специалистов Центра
03.02.2015 О воспитании мальчишек
О воспитании великодушного победителя.
В воспитании мальчика есть существенные отличия, и эти отличия имеют свою цель вырастить великодушного мужчину-победителя: сильного, самостоятельного, способного защитить то, что ему дорого, смелого, решительного, надежного и порядочного, умного, интересного, образованного, последовательного и целеустремленного, с хорошими манерами, умеющего любить, быть внимательным и нежным, предпринимать ради себя и других.
В книге австралийского психолога, отца 9-ти детей Виктора Клайна «Как подготовить ребенка к жизни» приведены результаты исследования: победители вырастают, как правило, в полных семьях, где семейные роли распределены традиционно, и эта структура ясна членам семьи. Папа - неколебимый авторитет, ответственный за семью, поддерживает установленные семейные правила, не жалеет времени на семью, детей, с сыном всегда поддерживает теплые, доверительные отношения, мама- мягкая , нежная, заботливая, женственная. Члены семьи имеют определенные обязанности, которые контролируются родителями. При этом в семье теплая атмосфера, любят детей, к ним прислушивались, им предоставлялось широкое поле деятельности. Детей побуждают пробовать себя в разных областях. При этом родители добиваются, чтобы дела, за которые берутся их дети, были обязательно выполнены до конца, хорошо.
Биологически мальчиков приводит в действие гормон тестостерон, который заставляет тело и мозг ребенка принимать мужские формы. Хотя каждый мальчик развивается по-своему, три основных момента наблюдаются у всех: склонность к доминированию и агрессии, сильное импульсивное желание рисковать и повторяющиеся кратковременные периоды напряжения и расслабления. Мальчики хотят знать: кто главный? каковы нормы и правила? собираются ли проводить эти нормы в жизнь?
В идеале на всех стадиях взросления мальчика в его воспитании должны принимать участие и отец, и мать.
В развитии мальчика Виктор Клайн выделяет три основных стадии:
Первая стадия охватывает период от рождения до 6 лет: возраста, в котором у мальчика наиболее развита психологическая связь с матерью. Это "ее" мальчик, даже если роль отца в жизни ребенка также велика. Целью воспитания в этот период становится передача мальчику большой любви и ощущения полной безопасности. Психологически ребенок говорит: «Мама, прижми меня покрепче!»
Вторая стадия длится от 6 до 14 лет. В этот период мальчик учится быть мужчиной, присматривается к отцу, к его интересам и поступкам. Цели воспитания в этот период: повышение уровня знаний, развитие творческих способностей. Не следует забывать про доброту и искренность. Бессознательно ребенок обращается к маме: «Отпусти!»
В третий период - от 14 и до совершеннолетия - мальчику необходим пример мужчины-учителя. Родители уходят на второй план, но они должны обеспечить сыну достойного наставника, чтобы его место не занял некомпетентный сверстник. Целью воспитания на данном этапе является научить ответственности и самоуважению, активно втягивая подростка во взрослую жизнь. Психологически подросток заявляет: «Родители, отстаньте!»
Эти стадии не имеют внезапных переходов или резкого изменения при влиянии одного из родителей. Лучший вариант, если родители совместно принимают активное участие в воспитании и обучении сына с рождения и до совершеннолетия. Стадии только показывают смену акцентов.
Что делать, воспитывая мальчика?
- Дайте мальчишке больше любви, внимания и признания в ответ на то, что он делает, поддерживайте способность действовать без посторонней помощи и доводить любое дело до конца.
- Прочитайте замечательные книги великих авторов: Джон Грэй "Дети с небес. Уроки воспитания". Виктор Клайн «Как воспитать победителя», в русском переводе «Как подготовить ребенка к жизни». Ю.Б. Гиппенрейтер «Воспитывать ребенка. Как?». Н.И. Козлов « Книга для тех, кому нравится жить».
- Объясните сыну простыми, доходчивыми словами, что именно Вы считаете самым подлинным выражением любви. И попросите его объяснить Вам, что ему нравится в первую очередь: прикосновение; совместно проведённое время; помощь в конкретных делах, одобрение, слова поощрения; подарки.
- Мальчикам необходимо общение с мужским миром, особенно в возрасте от 6 до 14 лет. Обычно годам к девяти-десяти мальчик перестает идентифицировать себя с матерью и сигнализирует о происходящих с ним изменениях тем, что уже больше не хочет участвовать в делах, подведомственных матери. Рекомендации отцам:1. Начинайте воспитание как можно раньше. Участвуйте в уходе за ребенком с самого рождения - это дисциплинирует и меняет приоритеты, помогает вам настроиться на одну волну. 2. Найдите время для общения по душам. 3. Не сдерживайте эмоции. Детей можно и нужно обнимать. Сочетайте шумные игры со спокойным общением.4. Радуйтесь достижениям своих сыновей. Найдите дела, которые нравятся вам обоим. 5. Не забывайте о дисциплине. Устанавливать нормы для ребенка мальчика нужно твердо и спокойно, без физических наказаний. Обязательно выслушайте и учтите его интересы.
- Задача матери, ее обязанность - любить, принимать, ребенка в любых обстоятельствах, принимать ребенка не смотря ни на какое его поведение.
- Поддерживайте активность сына. Важно, чтобы он пробовал свои силы в каждом деле, которое кажется ему привлекательным, причем не оставлял его до тех пор, пока не добьется успеха чуть большего, чем «надо». Открывать для ребенка привлекательность тех или иных занятий - это задача родителей.
- Говорите самые главные слова: «Ты добьешься всего, чего захочешь!», чтобы мальчик поверил в себя и научился доверять окружающему миру.
- Если вам не нравятся поступки сына, выясните, помогает или мешает ему то, что он делает. Не принимайте извинения в форме оправдания своего поведения: «Я больше не буду!» Отойдите от проблем прошлого и основное внимание уделите его поступкам в текущий момент. Выражайте свое недовольство, чаще используя глаголы, а не прилагательные: вы любите сына, но вам не нравится его поступок. Помогите сыну понять, что он, как личность, значительно лучше, чем говорит об этом сейчас его поведение, и что, повзрослев, он не обманет ваши ожидания и мечты.
- Мальчики нуждаются в том, чтобы кто-то со стороны, прежде всего отец, четко определил для них границы дозволенного и достаточно жестко поддерживал порядок. Природная импульсивность, которую обычно проявляют мальчики, кроется в их физиологии.
- Если сын рассержен: «Нет, я не перестану! Ты меня не заставишь!» «Я больше не люблю тебя!»- говорите с ним спокойно! Пусть знает, что вам небезразлично, что с ним происходит, и что он всегда может рассказать вам об этом: «Если ты сердишься, то у тебя должна быть на это веская причина. Пожалуйста, скажи мне, в чем дело». За гневом всегда кроется боль и печаль. Людям становится больно, когда их перестают понимать и любить (или когда они теряют того, кого любят), когда они чувствуют, что их не уважают и не считаются с их правами, когда жизнь становится несправедливой к ним или когда они перестают себя контролировать.
- Помогите им научиться проявлять свои чувства и сознательно управлять своим поведением на том уровне зрелости, который соответствует их возрасту
- Говорите сыну о качествах его души.
- Поддерживайте инициативу сына. Прислушивайтесь к его мнению.
Почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «сильный», «умный», «смелый», «выносливый».
- Ориентируйте сына на рыцарское отношение к девочкам, маме.
- Мальчишкам нравится двигаться, проявлять героизм, бороться, показывать свою физическую силу, но в то же время они любят играть в команде, поэтому следует не пресекать, а облагораживать, возвышать шумные и воинственные игры.
- Подбадривайте сына в неудачах, понимая необходимость проб и ошибок, тогда сын не будет бояться новых задач. Расскажите, что ошибки и поражения — это обычные составляющие нашей жизни. Только так и можно чему-то научиться. Критика глубоко задевает мальчика, особенно если он изо всех сил старался сделать как можно лучше, а это не получается. Лучше всего можно подбодрить сына в его порыве справиться с более сложной задачей, если сначала оценить предпринятые им усилия.
- Поощряйте сына любого возраста делиться тем, что у них есть, но до пяти лет дети еще недостаточно социально созрели, чтобы делиться и сотрудничать с другими детьми самим, без мягкого напоминания.
- Покупайте игрушки, которые развивают силу, ум, но мальчику нужно дать возможность поиграть с куклой. Почему у многих мужчин с появлением собственного ребенка очень поздно приходят отцовские чувства? Им просто не дали поиграть с куклой в детстве и отрепетировать роль отца.
- Каждый ребенок вне зависимости от пола имеет право на слезы.
- Доверяйте сыну.
- Если показать мальчику, что вы его понимаете, и оказать ему эмоциональную поддержку, то вы заметите, как быстро на первый план выступят его лучшие мужские качества: верность, решительность, стоицизм, трудолюбие, понимание, бесстрашие, твердость. И вы будете гордиться тем, что можете назвать этого человека своим сыном.
Что не нужно делать, воспитывая мальчика?
· Самым губительным фактором для будущего мужчины является мамина гиперопека. Тепличные условия губят в мальчике мужчину.
· Мамы! Не подавляйте сына своим авторитетом. Не показывайте, что его мама сильная авторитетная женщина, которая и по дому все успевает, и на работе деньги зарабатывает, и вообще она мастер на все руки. Для своего ребенка вы должны быть хрупкой и нежной. У мальчика должно возникнуть желание защищать вас и заботиться.
· При наличии папы, маме брать на себя функции закона и порядка – не эффективно. Для ребенка любого пола естественно слушать мужчину и лучше не участвующий отец, чем авторитарно участвующая мать.
· Не пытайтесь сделать из ребенка «мужчину в доме». Когда вы перекладываете домашние дела на его плечи, вы лишаете его детства и мешаете его гармоничному развитию. Он, прежде всего, ребенок.
· Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.
- Мальчики очень восприимчивы к жестокости и насилию, особенно если мы сами допускаем, чтобы все это проникало в наши дома через телевидение, или оказываемся не в состоянии контролировать те хулиганские или чрезмерно жестокие игры, в которые ребенок играет на своем компьютере.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует постоянно поддерживать его самооценку и чувство самоценности: безусловно принимать, активно слушать его переживания и потребности, бывать вместе (читать, играть, заниматься..), не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется, помогать, когда просит, поддерживать успехи, делиться своими чувствами (значит доверять), конструктивно разрешать конфликты, использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например,
- мне хорошо с тобой;
- я рада тебя видеть;
- хорошо, что ты пришел;
- мне нравиться, как ты…
- я по тебе соскучилась;
- давай (посидим, поделаем…) вместе;
- ты, конечно, справишься;
- как хорошо, что ты у нас есть;
- ты мой хороший;
- обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Существует множество способов воспитания мальчиков, но есть универсальный: любовь! Сын становится успешным, великодушным, победителем, если живет в любящей семье, видит взаимную любовь родителей, в которой у него нет ни тени сомнения.
Ханбикова Лилия, психолог
←
Вернуться к списку