• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей » Знакомьтесь! Приемная семья! » Солнечные дети. Проблемы адаптации и взаимоотношений.

    Знакомьтесь! Приемная семья!

    16.04.2020

    Солнечные дети. Проблемы адаптации и взаимоотношений.

    Адаптация с Элиной

    В 2016 году мы с мужем решили принять в семью на воспитание девочку Элину. Девочка проживала в доме ребёнка. На тот момент ей было 2,6 года.

    Когда привезли домой, было одно умиление. Через некоторое время мы столкнулись с проблемами в развитии, которые общими усилиями стали исправлять.  У Элины был слабый мышечный тонус, искривление ножек отсюда девочке сложно было передвигаться. Слабо выраженные эмоции и отсутствие звуков в речи затрудняли общение девочки с окружающими людьми. Поэтому мы всей семьёй стали заниматься с Элиной. Каждый вносил свою частичку в развитие девочки.   Старались больше разговаривать с активной мимикой и выразительными эмоциями, как разговаривают с младенцами. Пели песенки и читали много книг. Из книг, которые прислал благотворительный фонд «Даунсайдап», я  прочитала, что для солнечных детей, самый злейший враг-это молчание. Поэтому с ними нужно всегда разговаривать, что я и делала, а в те моменты, когда была занята,  помогали дочки Амина и Алина. Элина многому научилась от девочек, она постоянно подражала им. Сложности в двигательном плане мы исправляли массажами, выполняли все рекомендации, которые давали узкие специалисты.

    Сейчас у Элины есть свой небольшой словарный запас и куча эмоций. Она может всё объяснить и показать, что ей надо, что она хочет. Всё понимает и многое умеет. Умеет одеваться сама, прибирать за собой игрушки, рисовать, в силу своих возможностей. Играть в различные игры с сестрами. Иногда делает замечания сестрам, если что-то ей не нравиться в их поведении.

    В период адаптации  у меня были сомнения: правильно ли я  поступила по отношению к близким, забрав солнечного ребенка, а справлюсь ли я и т.д. Такие мысли были не в первые месяца, а через месяцев 3-5,и то мимолетно, а потом отпускало. Читала много литературы по солнечным детям, поняла, что не нужно ждать быстрого результата от солнечного ребенка, когда учишь его чему-то. Не нужно себя винить, нужно набраться терпения и не ждать результата, а просто помогать  ребенку развиваться и наблюдать, ну и естественно, радоваться, и хвалить обязательно ребенка,  когда видишь этот результат.

    Элина первое время боялась всего. Если ее описать в первое время, то зажатый подозрительный комочек: берешь ее на руки, она висит, как тряпочка.  Воспринимала она из женского пола только меня и мою сестру-близняшку, когда увидела мужа испугалась. С расстояния улыбалась и махала ручкой, а только подойдет или возьмет на руки, то Элина включала сирену, которую слышно было всему дому.

    Она очень боялась мыться, истерила,  а я ее успокаивала, и, на примере девочек, показывала, что это не страшно. Элина не просила кушать и пить. После того как поиграет, она ложилась на пол и лежала грустная. Но когда кушала, то не знала меры, просила еще-еще. В итоге ей уже дышать трудно от переедания, а она все равно просит еще.

    Когда Элину привезли, она сосала палец-мизинец, сейчас, спустя время, я уже знаю, что она так делает, когда в стрессе. Сейчас очень редко так делает, может  вернуться к этой привычке, если  ее обидели (например, не дали игрушку в садике).

     Когда засыпала, качалась из стороны в сторону, убаюкивала себя. Я брала ее на руки и качала вечерами, днями. Сейчас Элина не качается.

    Дочки появление Элины восприняли по-разному: 4- летняя Амина обрадовалась и сказала, что уже любит новую сестренку. А полуторогодовалая Алина, в силу своего возраста, ревновала. Первые месяцы исподтишка кусала Элину. Позже, когда привыкла, «включила» старшую сестру и начала заботится о ней, она и до сих пор заботится, оберегает её в садике.

    Через некоторое время мы взяли в семью ещё одну солнечную девочку - Азалию.

    Имея опыт воспитания, хоть и не большой, Элины мы увидели проблемы сразу.  Эмоции были,  но механические, она как робот, повторяла за детьми. Постоянно кривлялась, тем самым внимание привлечь.

    Когда Азалию домой привезли, у нее не было страха. Она ничего опасного не видела и всё пыталась узнать и попробовать. Хватала нож, утюг и т.д. Я всё показывала, что опасно и убирала все опасные предметы в недоступные места.

    Азалия первые недели игнорировала меня, мои просьбы, очень редко откликалась на имя, если звала, даже не смотрела в мою сторону. Потом со временем поняла, что зовущая «тётка» обращается к ней и надо послушать.  Сейчас уже авторитет не только я, но и супруг и воспитательница. Остальные окружающие люди пока для неё не авторитетны.

    В первое время Азалия очень чутко спала, часто просыпалась, долго не засыпала, качалась и могла стукаться головой об кровать. Днем вообще не спала. Сон урегулировали  с помощью рекомендаций врачей. Я качала и качаю  ее на руках, но спустя год она периодически всё равно качается.

    Азалия не могла долго усидеть на месте, буквально 2 минуты и идет куда хочет. С помощью терпения и настольных игр  пока выработали усидчивость на 10-15 минут, но продолжаем стремиться  к увеличению времени.

     В отличие от Элины, Азалия постоянно обнимается и спустя год, еще не видит границ, кого обнять, свой ли это или чужой человек.

    Словарного запаса у Азалии очень был беден, она повторяла некоторые  слова, коверкала их.  Логопед объяснил мне, что у нее в голове идет замена слогов. Она думает, что говорит правильно, но на самом деле коверкает слова. Сейчас есть немного слов, которыми она пользуется постоянно, другие слова повторяет только с помощью взрослых. Я так же с ней читаю книжки, пою песенки, учим окружающий мир по карточкам.

    Спустя год мы отмечаем, что девочка стала просить помощь, если её что-то сложно сделать (например, зашнуровать ботинки), убирать одежду на место, ставить книжки на полочку, посуду за собой ставить в раковину, чистить зубы, умываться. Она пытается застелить свою кровать,  всегда готова помочь Элине.

     Внешне девочка тоже изменилась. Выросли волосы (была очень короткая стрижка), она носит ортопедическую обувь, чтобы исправить искривление ног, скоро ей выпишут очки для исправления  небольшого косоглазия.

    С Азалией адаптация была тяжелее, т.к.  мы  забрали её в более старшем возрасте. Она уже была сформировавшейся личностью, со своими уже какими-то понятиями в голове. Она пыталась меня прогнуть под себя, чтобы я делала, как она хотела, либо чтоб я не мешала ей. Поэтому мне и ей в этом плане было тяжело. Мы постоянно были в поиске решения проблем. Сейчас нас очень радуют изменения в поведении Азалии. Она приняла правила и традиции нашей семьи. Азалии было тяжело перестроится, но она большая молодец. Смогла услышать нас взрослых, довериться нам, понять, что мы любим её и не дадим в обиду.

    Мы с мужем знаем, что впереди ещё будут трудности в воспитании девочек. Но нам очень хочется воспитать их так, чтобы во взрослой жизни им было легче социализироваться и, чтобы у девочек обязательно были свои увлечения, друзья, работа, любимый человек.

    Своими мыслями по адаптации солнечных девочек поделилась Анастасия М., которой выражаем огромную благодарность.

     

    Материал записан Н.Г. Жуковой,

    заведующей Чусовским отделением

    Вернуться к списку