• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей » Знакомьтесь! Приемная семья! » «Первые шаги на пути к родительству» (из опыта воспитания усыновленных детей)

    Знакомьтесь! Приемная семья!

    26.01.2016

    «Первые шаги на пути к родительству» (из опыта воспитания усыновленных детей)

    В 2013 году по образовательной программе  «Школа опекунов» на базе нашего отделения прошла обучение супружеская пара. Во время занятий у кандидатов в усыновители возникало много вопросов, были  сомнения, им важно было встретиться с теми, кто уже  имеет опыт воспитания приемных детей.

    Прошло практически 3 года с момента их обучения. Теперь это уже не кандидаты, а счастливые родители, которые могут сами поделиться своим опытом, рассказать о трудностях, с которыми они столкнулись, о своих победах на пути выстраивания конструктивных отношений с детьми.  Предлагаем вашему вниманию их размышления о первых шагах своего родительства.

    «Об усыновлении я начала задумываться еще в 2003 году (после первой операции). И в 2013 году мы с мужем «созрели» окончательно: ушли все сомнения, тревоги и появилась конкретная цель. Сбор документов, прохождение «Школы» заняли 9 месяцев. При сборе документов  во взаимодействии со специалистами отдела опеки и попечительства возникло некоторое непонимание, поэтому всю информацию пришлось искать самим: в Интернете, через общение на форумах, много полезного почерпнули из занятий «Школы».

    И вот через девять месяцев мы начали «свой путь» к нашему малышу.

    Буквально через неделю  специалист опеки предложила нам девочку, но мы вынуждены были отказаться, так как были не готовы к грудному ребенку.

    Тогда мы записались на прием к Региональному оператору по Пермскому краю, где нас информировали по всем интересующим малышам с сайта www.usynovite.ru, а так же были предложены ещё несколько детей на рассмотрение. В итоге нам приглянулся мальчик 3,5 лет. После выданного в отделе опеки направления мы отправились в Дом ребенка.

    Когда на входе прочитали название  «Специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС - мы испытали шок, т.к. не были предупреждены об этом. Но пошли дальше. После беседы с соцработником, психологом и главврачом, которые предупредили нас, что ребенок на контакт не идет, замкнут и очень плохо говорит,  мы решили познакомиться с малышом. Сначала в игровую комнату зашли мы, а через какое-то время привели мальчика. Зашел маленький пухленький карапуз и встал у дверей. Я и супруг сказали ему «привет», предложили ему подойти к столу (около которого мы сидели) и посмотреть, что же это за сумочка на нём лежит и что внутри. В сумку заранее положили: разные ключи на брелке, канцелярские разноцветные зажимы, небольшие цветные бумажки, гелевые ручки, маленькие блокноты, конфеты, печенье и сок. В другом отделе сумки лежали фотоаппарат, деньги и документы (до них он тоже потом добрался). Нужно обязательно брать с собой какую-нибудь сумочку (коробку или  «чудесный мешочек») с разными  безделушками, в которой  множество карманов на молниях, липучки, пуговицы, веревочки.   Содержимое сумки или мешка должно быть разноцветным, раскручивающимся, «сборно-разборным».  Дети по природе своей любопытны,  с помощью этого любопытства можно легко  наладить контакт. Наш малыш минут пять стоял, смотрел, а потом  любопытство все же победило страх. Мы же всё это время заглядывали в сумочку и приговаривали: «Ух, ты! Какая яркая скрепочка! Ничего себе! Как тут замочек открывается!» и т.п. В первый день мы постарались не нарушать его личностное пространство, были осторожны с этим. В сумочке было и печенье (мишка Барни), когда он добрался до него, я сказала, что это подарок от птички, которую встретили на улице, когда шли к нему в гости и что это можно съесть. Предложила свою помощь в распечатывании упаковки, и он согласился. Подошла сзади, присела, взяла его за ручки, и мы вместе разорвали упаковку. В этот момент я успела вдохнуть его запах, пахло от него так
    породному, что я чуть не расплакалась. Муж понюхал, когда вытирал его ладошки и личико. Переглянувшись с супругом, мы кивнули друг другу – и так было принято решение. Согласие подписали в тот же день.

    На третьем посещении наш  сынуля уже позволил себя погладить, мы уже поправляли ему одежду, он  садился рядышком, давал что-нибудь нам и брал из наших рук. На пятом - уже называл нас мамой и папой, а на седьмом - плакал при расставании. На встречи брали игрушки, которые можно разбирать - собирать, которые издают звуки, мигают. Очень любил ключами открывать двери, так как ключи не подходили, то несколько минут стоял и подбирал. С первой нашей встречи и до дня отъезда домой прошло 2 месяца и 9 дней. Сын – наш подарок на День влюбленных (именно в этот день мы забрали его домой).

    16 декабря по звонку  от специалиста  отдела опеки мы «нашли» дочку (от девочки отказались родственники-опекуны). Специалисты Опеки не предупредили, что девочка находится у родственников, и мы, по незнанию, дали им свой номер телефона. Потом очень тяжело было объяснить им, что девочке необходимо адаптироваться в новых условиях, чтобы они оставили нас в покое. 19 декабря мы забрали её домой (под временную опеку) и начали собирать документы, проходить медкомиссию. Мамой и папой она стала называть нас в первый же день. «Удочерились» мы только 15 мая.

    Проблемы, с которыми мы столкнулись.

    У сына:

      - не развиты руки, мышцы (тело было как у старичка), постоянно падал (ноги не держали совсем), не мог гулять (ходить) на улице, от солнечного света прятался, глаза слезились;

    - не умел одеваться, держать ложку, кружку; во время еды набивал полный рот, не знал меры;

    - боялся собак, кошек, звуков самолета, жутко, до истерик - врачей (у сынишки был один из непопулярных диагнозов, который впоследствии не подтвердился);

    - не разговаривал, а если что-то и говорил, то очень плохо (кроме мамы никто не понимал), не отвечал на вопросы; не было интереса, любопытства, тяги к «обучению»; не умел рисовать (только черкал черным или красным фломастером, другие цвета игнорировал); игрушки ломал;

    - мотал головой, стучал ногой во время сна; лез во все опасные места (не было развито чувство опасности, самосохранения);

    - конфеты были якорем (они воспринимались не как сладости, а как поощрение или наказание).

    У дочери:

    - не было навыков гигиены; ела торопясь, давясь, абсолютно не пережевывая пищу, просто глотая все целиком. Ложку закидывала так, что вся пища летела на волосы, на лицо, на одежду и на пол. Собирала все крошки со стола. Если что-то падало на пол, со страхом кидалась под стол и начинала собирать, пихать в рот упавшую еду. Ела грязную нечищеную картошку, гнилые листья капусты, зачерствелый хлеб, очистки. Соответственно постоянно жаловалась на боли в животе, вечный понос, жуткий запах кала.

    - постоянная агрессия;  ломала всё - предметы, игрушки, которые не принадлежали ей; аутоагрессия (расцарапывала лицо и руки до крови); говорила, что она плохая девочка;

    - истерики,  с размаху,  со всего роста, не глядя назад, падала на спину; при одевании, если рот закрывался воротником или  шарфиком, начинала задыхаться;

    - не было чувства опасности (выбегала на дорогу, подходила к собакам, залезала высоко и прыгала вниз, бегала по лестницам, не держась за перила и многое другое);

    - сверхактивна;

    - поведение не соответствующее; лезла ко всем мужчинам на колени, пыталась раздевать папу. Интереса к женскому полу, к мальчикам младшего возраста (младше 10 лет) не было абсолютно;

    - энурез по ночам (сон крепкий, если просыпалась, то была как лунатик);

    - не слушала и не слышала (задавала вопрос – лишь бы задать, ответ не ждала, книги читали по 1-2 минуты в день);

    - проблемы с памятью - не могла вспомнить, куда только что положила игрушку или какую-то вещь; не помнила, что она делала несколько минут назад;

    - нарушена привязанность;

    - разговаривала очень громко (практически кричала); брала всю вину на себя; жуткая зависть.

    Как мы решали эти проблемы.

    Сын:

     Проблемы, которые нам удалось решить в первый же день (о них нас предупредили в Доме ребенка) – это боязнь воды и неприятие молочной продукции.

    Для купания купили большую голубую ванночку (у дочки уже была точно такая же, но розовая), множество разных резиновых, пластиковых игрушек, яркий ковшик, мочалку в виде зверушки, пену и шампунь без слёз, мягкий пушистый халат и полотенце. На дно ванночки налили пену, а потом смотрели, как получаются облака. Своей ручкой он проверял, какая вода в облаке, «садил» на облачко игрушки и  присоединялся к ним. Сам пытался мыть игрушки мочалкой и поливать из ковшика. Но перед этим я мыла сыну какую-нибудь часть тела, а потом он повторял на игрушке. На третий день сын уже ждал вечера.

    С «молочкой» было еще проще. В первый день купили мороженое в брикете и пакет молока для какао. Ему очень понравилось на вкус, попутно объяснили из чего все сделано. Спросили: «Вкусно?». Получили ответ: «Дя!». На следующий день сделали молочный коктейль (творог, молоко, ягоды, сахар и все в блендере) в стаканчиках с яркими трубочками. И опять вкусно и с объяснениями. Вскоре сынишка любил всё молочное, особенно творог.

    - Ежедневно ходили гулять. Через месяц сын уже ловко забирался на горку и скатывался с неё. Сейчас, глядя на него, сложно представить, что он не мог ходить. Для укрепления мышц использовали батут, качели, кегли, бассейн с шариками, кольцеброс. Сын подтягивался на руках, спать лазил «на второй этаж» кроватки.  Летом помогали бассейн, речка, велосипед, игры на свежем воздухе; зимой – санки, снегокат, катушка, игры со снегом; посильная помощь маме и папе. Сейчас это очень ловкий, шустрый мальчик с упругими мышцами.

    - Одеваться сам начал постепенно. Вначале помогали, объясняли последовательность и процесс одевания. Между делом говорили, что когда ему исполнится 4 года, то он уже сможет сам, без помощи мамы и папы одеваться. И после дня рождения сын спокойно стал одеваться самостоятельно, помогаем только, когда попросит о помощи.

    - Сын во время еды прижимал руки к телу и наклонял голову к плечу, ложку держал всей рукой. Вся еда при этом естественно выпадала. Мы приподнимали локоток, голову выпрямляли и показывали на своем примере, как надо есть. Сейчас проблем нет. Так же ставили якорь на возраст, что мама или папа помогают во время еды до 5 лет. Сейчас сын ест столько – сколько ему надо. Объясняли, что это его личная тарелка, кружка, ложка и вилка; что у всех своя посуда, и никто не будет есть из его тарелки. А если захочется ещё поесть - можно попросить добавки. Говорили, что красивые, умные, сильные мальчики едят красиво, не торопясь, тщательно жуют, откусывают маленькие кусочки, чтоб зубкам было место пожевать. За месяц – полтора все нормализовалось.

    - Задержка речевого развития пока есть, но уже можно понять, что говорит, как отвечает на вопросы, да и вообще  он начал просто говорить. Начинали с простых вопросов. Например,  кто живет у него во рту?  Зубки и язычок.  Для чего они нужны?  Зубы - жевать пищу, откусывать, улыбаться.   Язычок - дразниться, облизываться, говорить. Когда задавали вопрос – напоминали: «Скажи язычком». И он отвечал.

    - В познании мира нам помогла доченька. У нее тяга к обучению огромная. Объясняли и показывали все ей, а она уже по-своему доносила до братишки. Мы решили, что лучше дольше, но учиться, чем давить, заставлять и совсем отбить желание что-то познавать. На данном этапе, сын с удовольствием играет «в школу», выполняет различные задания, и, если у меня нет времени сегодня заниматься, он  целый день спрашивает, когда будут занятия.

    - Рисунки соответствовали возрасту полуторагодовалого малыша. Здесь мы абсолютно не вмешивались. Сын сам начал постепенно усложнять рисунок, вносить какие-то детали, цветовое разнообразие. Сейчас рисует уже машины, дома, солнышко, человечков. Конечно, не уровень 5-тилетнего ребенка, но мы этому очень рады. Любимые цвета сейчас – желтый, оранжевый, голубой и светло-зеленый. Занимались аппликацией, шнуровкой, собирали бусы, мягкие пазлы, «игрушки-разбирашки», мозаики, играли в лото, выкладывали фигурки из счетных палочек;  лепили из пластилина.

    - С игрушками проблема немного видоизменилась. Раньше он их ломал, чтобы они не достались никому, а сейчас у него просто исследовательский интерес. На счет «ломания просто так» я с ним провела такой разговор:

                       - «Сынок, ты мне даришь свои рисунки. Мама с ними что делает?»

                       - «Подписывает и кладёт на полку».

                       - «Мама их рвет, выбрасывает, портит?»

                       - «Нет».

                       - «А тебе бы было приятно, если бы мама их испортила и выбросила?»

                       - «Нет».

                       - «Мама бережет твои подарки, рассматривает их, показывает их папе, бабушке, радуется твоим подаркам. И я очень расстраиваюсь, когда ты ломаешь, портишь подарки, которые тебе подарили мы с папой. Мне очень приятно, когда ты играешь подарками,  когда ты ими делишься с сестрой. Тебе же тоже нравится, когда у тебя много подарков?».  «Да!». После двух-трех таких разговоров «простоломание» закончилось.

    -Когда сын начинал мотать головой во время сна, я клала руку ему на лобик и пальцем слегка поглаживала. Когда сын успокаивался, подкладывала с двух сторон головы мягкие игрушки (его любимого медвежонка и Вини Пуха). Вскоре у него это прошло.

    - Все опасные места изолировались, объясняли, в чем заключается опасность.

    - Когда мы поняли, что сын «за конфетку и Родину продаст», мы начали снимать зависимость от конфет, чтоб это были всего лишь сладости, а не цель жизни. Когда мы шли в магазин, мы давали каждому своему ребенку по 3-4 пакетика, и они клали туда по одному виду конфет (которые им нравились) по 5 горсточек, потом сами их укладывали в тележку, выкладывали на кассе и сами несли их до дома, где убирали в шкаф. И потом каждый день брали оттуда по 3 разные конфеты. Когда они кончались, мы снова шли в магазин. Сейчас сын знает, что может съесть конфету в любое время. Иногда дня по четыре о них даже не вспоминает. Они стали для него всего лишь «вкусняшкой». С помощью этих пакетиков мы снизили количество набираемых конфет и увеличили количество фруктов.

    - К врачам мы до сих пор еще не ходили.  Но мы перестали их бояться! В этом нам помогли сериал «Доктор Плюшева», игровые наборы врача, походы в больницу с сестрёнкой (он вместе с папой ждал нас в коридоре) и рассказы сестры, что ей не было страшно и у тети врача есть игрушки и конфетки.

    Дочь:

    - С едой просто терпеливо объясняли, что есть надо спокойно, как принцесса. Показывали разницу, хвалили, когда получалось. Так же,  как сыну, объясняли, что упавшее на пол надо отдать собачкам или курочкам - они очень будут рады гостинцам.

    - С очистками прошло всё за неделю. Дочь сама поняла, что еда в красивой тарелке, которую выбрала и купила сама, гораздо вкуснее, чем очистки. Боли в желудке прошли после урегулированного питания, небольшой диеты. Пищеварение нормализовалось.

    - С аутоагрессией пришлось обратиться к неврологу. После приёма прописанного врачом лекарства всё постепенно уладилось,  «сошло на нет». Кроме этого, мы рассматривали отражение дочери в зеркале, оставленные ею на лице «царапки» и говорили, что у принцесс кожа гладкая, чистая, нежная как у неё до царапок. И, если ей плохо, если она злится, то лучше потискать мячик (набитый полистирольными шариками). Когда появился в семье сын, то она попыталась переключить свою агрессию на него. Тут я с ней очень серьезно поговорила. Сказала ей, что это мой ребенок, так же как и она, и я не дам его в обиду, так же как и её, и она не имеет права обижать моего ребенка. Этот разговор подействовал.

    - Когда мы хвалили или восхищались дочерью, она сразу же говорила: «Нет!!! Я плохая девочка!!!» В нашем случае помог Новый год. Дочку мы привезли домой во второй половине декабря, и, естественно, написали письмо Дедушке Морозу. В новогоднюю ночь она нашла подарок от Деда Мороза. И тут мы ей сказали, что плохим девочкам Дед Мороз подарки не дарит. А раз ей принёс подарок, значит она очень хорошая девочка. И потом как только она говорила, что она плохая, мы напоминали про Деда Мороза. Сейчас, когда у неё спрашивают какая она, она отвечает - хорошая, красивая, мамина помощница.

    - Истерики тоже сами прошли, объясняли (опять же на примере принцессы, потому что она хотела ей стать и стала) и старались отвлечь, ловили во время бросков назад, но два раза не успели поймать и падения были болезненные. Я сказала: «Вот видишь как это неприятно и опасно. Ведь когда ты так не делаешь, все хорошо?» - «Даааа».  Значит, мы так больше делать не будем, и у нас все будет хорошо. Да, зайка?» - «Даааа». После второго раза у неё все это прекратилось.

    - Чувство безопасности прививали постепенно, мимоходом, в играх, рассказывали какие-нибудь истории из жизни, объясняли возникающие ситуации, ну и конечно, мультфильмы («Три котенка», «Аркадий Паровозов»).

    - С повышенной активностью.  Теперь она спокойно может сидеть играть, заниматься (до 45 минут), заучивает стихи.

    - Как мы из «взрослой женщины» превращали дочку в маленькую девочку. Как-то всё само встало на свои места. Просто не навешивали на неё обязанности взрослых, исключили прослушивание взрослой музыки, просмотр фильмов, при ней  не обсуждали взрослые темы, проблемы; папа не присаживал  её на колени, а брал на руки, присаживался и просто её обнимал, катал на спине. С раздеванием папы тоже помогло объяснение - папа взрослый и может раздеваться сам, «помогай своим куколкам, им без твоей помощи не справиться».

    - Энурез был целый год. Будили дочку каждые 2 часа, т.е.  три раза за ночь, сокращали объем питья за два часа до сна, клеёнка на кровать, грели в бане, в холодное время года подстилала шерстяной плед. Сейчас дочка сама (без нашей помощи) просыпается и идёт на горшок.

    - Чтение книг могли вытерпеть буквально 1-2 минутки. Приучали так: я начинала читать книгу, которую дети выбрали и как только они начинали дурачиться и переставали слушать, я закрывала книгу и просто молча сидела. Через какое-то время дети замечали, что я не читаю, и спрашивали, почему я прекратила. Тогда я объясняла, что сказки любят слушать дети, а не стены комнаты. Но мои дети не хотят слушать, и мой язычок отказывается читать стенам. Малыши уверяли, что они будут слушать, но их хватало минуты на три, они снова начинали баловать. Тогда «мама и мамин язычок желали им спокойной ночи, мама говорила, что очень их любит, и язычок уходил дочитывать самое интересное папе». Маленький шантаж, построенный на любопытстве. Так постепенно мы стали слушать сказки до конца и сейчас приходится ограничивать количество сказок на ночь, так как «язычок устает». А если у меня не получается рассказать самой, то заменяет или папа, или он-лайн сказки. Очень хороший сайт http://deti-online.com/audioskazki.

    - Привязанность у дочери пока отсутствует, но мы очень надеемся, что пройдёт какое то время и она появится. Мы рады тому, что дочь начала проявлять свои чувства, и мы ощущаем малюсенькую, но отдачу.

    - Улучшить память нам помогли: заучивание стихов, обращение внимания на ориентиры, приучение к порядку (для каждой вещи свое место),  вопросы (что она делает сейчас, а что делала перед этим и т.п.). Еще хорошо помогала такая уловка: «Милая, вечером приедет папа, давай расскажем ему, чем мы целый день занимались». Она очень старалась запомнить, что делала днём, а я ей иногда подсказывала: зачем мы ходили на стадион? Что мы там делали?» и т.п.).

    - Разговаривать громко – это видимо её особенность. Но когда кто-то спит, она научилась разговаривать шёпотом. Мы играли  голосом, учились говорить от еле слышного – шёпота, до крика и наоборот. Разговаривали разными голосами, изображали голоса животных, птиц, записывали всё это на видео и потом просматривали. Постепенно она научилась чувствовать свой голос.

    - Научились дышать носом. Садились напротив друг друга. Я закрывала себе рот рукой и начинала дышать носом. Потом просила дочку повторить тоже самое. Потом мы делали это одновременно. Я ей говорила: «Дыши как ежик. Вот умничка!».

    - Дочка за брата (если он что-то натворит) брала всю вину на себя. Разговаривали, объясняли, что «каждый человек несёт сам ответственность за свои поступки, слова и действия. Да, ты - молодец, что защищает брата, но он же мальчик, будущий мужчина, и сам может ответить за себя, сам может сказать, объяснить маме и папе, что произошло». Сейчас они друг другу объясняют, почему не надо так делать и сразу понятно кто что натворил.

    - По формированию навыков гигиены нам помогли  ПРАВИЛА:  утром и вечером умываемся, чистим зубы (обожают это делать); перед едой, после прогулок и после посещения горшка мыть руки с мылом; вечером купаемся; подстригаем ногти и рассказываем, как зовут каждый пальчик; чистим уши; баня с игрушками и водопадами (льем воду из ведра сверху). Дети сами купили себе зубные щетки, зубную пасту, полотенца, яркие мочалки и ковшички, выбрали, какие игрушки будут жить в бане, а какие в ванной комнате. Через месяц «обязаловки» эти правила превратились в привычку.

    - Долго боролись с ломанием игрушек и вещей. Объясняли понятие свой - чужой, ценность чужого труда, какое-то время не покупали игрушки.  Ух ты, если бы игрушки были целыми, как  много их было бы у тебя и у брата. Сейчас, если и ломает игрушки, то случайно.

    Мы, так же как и все, прошли: пеленание, соски, укачивания и пение колыбельных. Конечно, было тяжеловато носить почти 4-хлетних «младенцев», но мы вынянчили их. Дети обожали эти процедуры. Сейчас сами пеленают и укачивают кукол.

    Наши дети любят слушать стихи. Когда едем в машине,  сами просматривают книги (в машине всегда лежат несколько детских книг). Вот уже недели полторы читаем стихи Анны Ахматовой. А как же без вежливых слов – учим, обожаем их говорить.

    Проблем с поведением в магазинах мы избегаем с помощью обычной договоренности: дома, перед походом в магазин - как себя будем вести, что будем покупать. Самое главное – потом похвалить. Еще у нас есть ритуал «самостоятельной покупки»: дети сами ищут и кладут в корзину какую-то вещь или продукт, который нам нужно купить. После оплаты на кассе - обязанность унести на место корзину (или укатить тележку). Капризные дети, встречающие в магазине – «играют на руку», по дороге домой, в машине мы обсуждаем поведение «магазинного Капризки» и хвалим своих детей «какие они молодцы, что не поддаются ему».

    Как у любого ребёнка, так и у  наших сына и дочки, возникают сложности при уборке игрушек. В этом нам помогли различные коробочки, баночки, полочки, синхронизация: куклы и мягкие игрушки -  на полку;  конструктор, посуду, пазлы, инструменты - в разные коробки;  машины - в гараж; сумочки - на вешалку; фломастеры - в баночки и т.п.  Правило «Прежде чем заняться другим делом – убери игрушки» действует и в нашей семье. Однажды ушли гулять, не прибравшись, и игрушки от них сбежали, но сказали маме, что вернутся, если их пообещают прибирать. Сейчас созданные детьми постройки не разбираются, а просто убираются в сторонку, уборка занимает по времени до 20 минут, дети сами распределяют, кто, что и куда будут складывать и получается у них все очень быстро и ловко.

    Сейчас наши едят всё, что полезно и содержит витамины, перед едой спрашивают: «Мама, это полезно? Тут есть витамины?». Особенно хорошо едят пищу, которую приготовили сами или сами накрыли на стол.

    Наказание у нас такое – сидят на стульчике, которое длится столько минут, сколько ребенку лет.

    Очень важную роль играет ковер в игровой комнате. На нём дети играют часами. Заметили, когда убираем его в  чистку, то в этот день они практически не играют.

    Вспомогательные инструменты для развития малышей, которые мы использовали:

    - шнуровки; мягкие пазлы; бусы; счётные палочки; конструкторы разные; лото;

    - игры на эмоции, перевоплощение, ролевые, с элементами соревнования и т.д.;

    - аппликации, поделки; рисование (особенно любят рисовать открытки на дни рождения); кукольный театр;

    - методические материалы; распечатки, прописи; чтение книг;

    - сбор грибов, ягод, лекарственных трав; посильная помощь по дому;

    - домашний зоопарк;

    - батут, качели, сухой бассейн, плавательный бассейн, следы, баскетбольное кольцо, боулинг, кольцеброс, мячи для прыганья, мячи разных размеров, полоса препятствий, велосипеды, катание с горки и множество деревенских забав.

    Разница в возрасте у нас полгода. Тайны усыновления у нас нет, но и внимание на этом мы не акцентируем. Вначале они постоянно спрашивали, где они раньше жили и как оказались здесь. А сейчас они чаще говорят, что появились из маминого животика, считают, что их родила я. Я не говорю им, что это именно я их родила, но говорю, что все детишки появляются из мамы.

    Сейчас мы собираем документы еще на двоих-троих малышей».

     

    Беседу с родителями  провела  Подаруева О.В.,

    педагог-психолог Карагайского отделения Центра

     

    Вернуться к списку