Педагог-психолог Центра Шеншова Татьяна Викторовна в рамках реализации программ дополнительного образования для кандидатов и действующих замещающих родителей, постинтернатных воспитателей «Школа опекунов», «Семейная мастерская», «Соучастие в судьбе» использует различные формы арт-терапии. На своем мастер-классе специалист представила упражнение «Диалог», которое позволяет скорректировать детско-родительские отношения.
Что такое диалог? Это разговор двух или нескольких людей. В диалоге мы наблюдаем используемые стратегии всех участников процесса, выявляем лидеров и ведомых, кто начинает взаимодействие, кто задает тон, как он это делает? В диалоге мы получаем представление о том, как участники взаимодействуют с окружающим миром, с людьми; можем увидеть стратегии общения, поведения, паттерны поведения (т.е. привычные и чаще всего неосознаваемые поведенческие, эмоциональные, когнитивные способы реагирования на какой-либо стимул). Используя диалог в детско-родительских парах, видим как родитель и ребенок идут на контакт, чувствуют ли они друг друга, как строятся их взаимоотношения, каков эмоциональный фон общения.
Показания: Любые конфликтные ситуации.
Цель: осознание потребности общения для разрешения конфликтной ситуации, понимания другого человека, его позиции.
Материал: лист бумаги формата АЗ, масляная пастель.
Правила проведения диалога:
Инструкция для участников: Сядьте напротив друг друга. Возьмите каждый по мелку разного цвета. За время рисования нужно обсудить с партнером все, что угодно, все, что вам хочется,
приходит на ум. Запрещается разговаривать, пользоваться жестами, меняться местами или мелками, писать друг другу письма, использовать цифровые изображения.
Вопросы для обсуждения с группой:
После того как проговорили оба автора рисунка, ведущий предлагает им подумать и ответить на следующие вопросы:
Затем снова предлагаем участникам пары вступить в диалог посредством рисования. Смотрим что изменилось. Обсуждаем поведенческие паттерны и стратегии, исходя из рисунка и самого процесса рисования.
Предполагаемый результат: Родитель и ребенок (либо любые другие конфликтующие стороны) взаимодействуют, решая конфликт через безопасный метод - рисунок, осознают свои стратегии, осознают свои чувства, ощущения и чувства противоположной стороны.
Материал подготовлен Шеншовой Т.В.,
педагогом-психологом Центра