Цель: дать возможность испытать чувства и оценить эмоциональное состояние ребенка, испытывающего психологическое давление взрослого и угрозу физического наказания
Инструкция: Участники группы делятся на пары «родитель – ребёнок».
Первая позиция: Родитель забирается на стул, ребёнок внизу, можно присесть.
Вопрос родителям: Что вы чувствуете? Варианты ответов: «Уверенность, власть, вседозволенность...»
Вопрос детям: Что чувствуете вы, когда находитесь рядом со взрослым? Варианты ответов: «Защиту, надежность….» Участники фиксируют чувства, которые испытывают.
Задание родителям: попробуйте резко поднять руку, как будто вы замахиваетесь для удара, и так же резко её опустите на ребёнка.
Снова проговариваются чувства родителей и детей. Варианты родителей: замахнуться легко, ничего не мешает, мой ребёнок, что хочу, то и делаю. Чувства детей: страх, непонимание, обида…
Позиция для родителей №2. Родители спускаются вниз и находятся на одном уровне с ребёнком. Попробуйте сейчас так же резко поднять руку и опустить на ребёнка. Уже не так легко и не так уверенно.
Вопросы для обсуждения с родителями: Какой вид жестокого обращения с ребёнком родители используют чаще, практически не задумываясь, когда ребёнок маленький? Почему?
Варианты ответов родителей: Часто родители считают малышей своей собственностью, считают себя сильнее, ведь дети не могут сдать сдачи. Дети служат родителям, своего рода подушкой для снятия стресса. Очень распространено физическое насилие.
- Меняются ли отношения родителей и подростков?
Варианты ответов: Оказывается, родитель не всесильный, а ребёнок вырос и может постоять за себя. Физического насилия меньше, используется психологическое давление, унижения, оскорбления...
Вывод: дети в семье должны чувствовать защиту, быть уверенными в своей безопасности. Это возможно, если родители выстраивают с ребенком отношения уважения и доверительного отношения.
Из опыта работы педагога-психолога М.В. Варушкиной
из отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Березники