• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение «В чужой шкуре»

    Методические разработки для специалистов Центра

    14.04.2018

    Упражнение «В чужой шкуре»

    Педагог-психолог Центра Рискова Татьяна Николаевна предлагает упражнение, которое она использует в работе во время проведения совместных занятий замещающих родителей с детьми. Данное упражнение проводит в рамках образовательной программы «Семейная мастерская» и дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье». Наиболее эффективно оно проходит в группах опекунов, поскольку почувствовать причины поведения и особенности тех или иных фраз родственникам бывает легче, чем  людям, не имеющим кровного родства.

    Целевая аудитория: опекуны и их воспитанники.

    Цель:  восстановление коммуникативного пространства между опекуном и воспитанником, осознание мотивов поведения и вербальных посылов, а также выявление основных ошибок и неконструктивных подходов  в выстраивании диалога в повседневной жизни с близкими людьми.

    Инструкция: необходимо разделиться на пары, где один - «взрослый», а другой – «ребёнок». Необходимо удобно устроиться для общения, обменяться какими-нибудь вещами (это могут быть предметы одежды, аксессуары, украшения, обувь, телефоны). Важно представить, что участники меняются ролями: дети становятся взрослыми опекунами, а взрослые превращаются в своих подопечных детей. (Примечание для  ведущего: при отказе участников от выполнения упражнения и просто для разрядки атмосферы можно привести в пример фрагменты популярной комедии «Любовь-морковь»).

     - Что хочется сказать друг другу? Поговорите в паре друг с другом.

    В течение 7-10 минут участники общаются в парах. Говорят друг другу то, что хочется сказать. Чаще всего, происходит эмоциональный выплеск слов, которые они слышат друг от друга дома каждый день, или проигрывание желаемых ситуаций, когда опекуны в роли детей говорят то, что хотят от них слышать в реальной жизни, и дети в роли опекунов позволяют своим «подопечным» всё, чем хотят заниматься сами, будучи детьми. 

    Встречаются пары, которые не могут завязать диалог. В таком случае им можно подсказать: попросить задать какой-нибудь вопрос, сделать комплимент, рассказать случай из жизни (исходя из своей новой «роли») или произнести вслух фразы, которые часто слышат друг от друга, с максимально приближённой к реальности интонацией и жестикуляцией.

    После диалога участники в парах обратно обмениваются вещами, которые отдали друг другу в начале упражнения. Участникам надо помочь выйти из воображаемых ролей, обратиться к ним по их реальным именам, можно напомнить об их семейной роли или профессии. Можно выполнить какие-нибудь динамичные движения, «стряхивания». После этого анализируем опыт общения каждой пары. Участники по очереди делятся своими ощущениями, впечатлениями, эмоциями от диалога и временного пребывания в новой роли. 

    Возможные вопросы для рефлексии:

     - Получилось ли «вжиться» в роль?

     - Как себя ощущали в этой роли?

     - Легко ли быть взрослым (ребёнком)?

     - Что хотелось сказать? Почему именно эти слова хотелось произнести?

     - Получилось ли выразить свои мысли?

     - Что услышали в ответ?

     - Что было неожиданным в диалоге?

     - Что было трудным? Почему?

     - Как реагировали на вопросы и ответы собеседника?

     - Как проходит общение в реальной жизни?

     - Что из упражнения для себя взяли?

    Некоторые воспитанники после выполнения данного упражнения отмечают, что «за спиной» при общении  в паре с опекуном «почувствовали силу своего рода», кто-то слышит голос своих предков, кто-то вспоминает своих умерших родителей, когда вживается в роль «опекуна». Таким детям после занятия предлагаю остаться и при индивидуальном общении проанализировать смысл и значение тех посылов предков, которые они почувствовали или «услышали» для того, чтобы преодолеть состояние страха, тревоги и сомнения.

    Опыт проведения данного упражнения показывает, что в ходе него можно решить ряд воспитательных задач:

    1. Выявить взаимные потребности в общении участников группы (кто-то говорит, что в семье с ним общаются мало, а ему хочется больше; кто-то, наоборот, убеждён, что во время повседневного взаимодействия близкий человек «болтает без устали» или «очень громко», а ему хочется тишины и покоя).
    2. Проанализировать эмоциональный подтекст повседневного взаимодействия

    (часто подростки проговаривают, что их общение в семье ограничивается дежурными фразами, демонстрирующими внешнюю заботу: «Ты поел?», «Какие оценки принёс?», «На кружок ходил?», «Одежда чистая?». При этом они не чувствуют проявления любви, заинтересованности и искренней заботы).

    1. Договориться о качественном общении, удовлетворяющем обе стороны.
    2. В отдельных случаях упражнение помогает решить конфликтную ситуацию между опекуном и воспитанником.

    После коллективного анализа упражнения предлагается участникам группы поблагодарить друг друга в паре за тот опыт, которые они получили (у каждого свой опыт).

     

    Материал подготовлен Т.Н. Рисковой,

     педагогом-психологом Центра

    Вернуться к списку