Педагог-психолог Центра Рискова Татьяна Николаевна предлагает упражнение, которое она использует в работе во время проведения совместных занятий замещающих родителей с детьми. Данное упражнение проводит в рамках образовательной программы «Семейная мастерская» и дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье». Наиболее эффективно оно проходит в группах опекунов, поскольку почувствовать причины поведения и особенности тех или иных фраз родственникам бывает легче, чем людям, не имеющим кровного родства.
Целевая аудитория: опекуны и их воспитанники.
Цель: восстановление коммуникативного пространства между опекуном и воспитанником, осознание мотивов поведения и вербальных посылов, а также выявление основных ошибок и неконструктивных подходов в выстраивании диалога в повседневной жизни с близкими людьми.
Инструкция: необходимо разделиться на пары, где один - «взрослый», а другой – «ребёнок». Необходимо удобно устроиться для общения, обменяться какими-нибудь вещами (это могут быть предметы одежды, аксессуары, украшения, обувь, телефоны). Важно представить, что участники меняются ролями: дети становятся взрослыми опекунами, а взрослые превращаются в своих подопечных детей. (Примечание для ведущего: при отказе участников от выполнения упражнения и просто для разрядки атмосферы можно привести в пример фрагменты популярной комедии «Любовь-морковь»).
- Что хочется сказать друг другу? Поговорите в паре друг с другом.
В течение 7-10 минут участники общаются в парах. Говорят друг другу то, что хочется сказать. Чаще всего, происходит эмоциональный выплеск слов, которые они слышат друг от друга дома каждый день, или проигрывание желаемых ситуаций, когда опекуны в роли детей говорят то, что хотят от них слышать в реальной жизни, и дети в роли опекунов позволяют своим «подопечным» всё, чем хотят заниматься сами, будучи детьми.
Встречаются пары, которые не могут завязать диалог. В таком случае им можно подсказать: попросить задать какой-нибудь вопрос, сделать комплимент, рассказать случай из жизни (исходя из своей новой «роли») или произнести вслух фразы, которые часто слышат друг от друга, с максимально приближённой к реальности интонацией и жестикуляцией.
После диалога участники в парах обратно обмениваются вещами, которые отдали друг другу в начале упражнения. Участникам надо помочь выйти из воображаемых ролей, обратиться к ним по их реальным именам, можно напомнить об их семейной роли или профессии. Можно выполнить какие-нибудь динамичные движения, «стряхивания». После этого анализируем опыт общения каждой пары. Участники по очереди делятся своими ощущениями, впечатлениями, эмоциями от диалога и временного пребывания в новой роли.
Возможные вопросы для рефлексии:
- Получилось ли «вжиться» в роль?
- Как себя ощущали в этой роли?
- Легко ли быть взрослым (ребёнком)?
- Что хотелось сказать? Почему именно эти слова хотелось произнести?
- Получилось ли выразить свои мысли?
- Что услышали в ответ?
- Что было неожиданным в диалоге?
- Что было трудным? Почему?
- Как реагировали на вопросы и ответы собеседника?
- Как проходит общение в реальной жизни?
- Что из упражнения для себя взяли?
Некоторые воспитанники после выполнения данного упражнения отмечают, что «за спиной» при общении в паре с опекуном «почувствовали силу своего рода», кто-то слышит голос своих предков, кто-то вспоминает своих умерших родителей, когда вживается в роль «опекуна». Таким детям после занятия предлагаю остаться и при индивидуальном общении проанализировать смысл и значение тех посылов предков, которые они почувствовали или «услышали» для того, чтобы преодолеть состояние страха, тревоги и сомнения.
Опыт проведения данного упражнения показывает, что в ходе него можно решить ряд воспитательных задач:
(часто подростки проговаривают, что их общение в семье ограничивается дежурными фразами, демонстрирующими внешнюю заботу: «Ты поел?», «Какие оценки принёс?», «На кружок ходил?», «Одежда чистая?». При этом они не чувствуют проявления любви, заинтересованности и искренней заботы).
После коллективного анализа упражнения предлагается участникам группы поблагодарить друг друга в паре за тот опыт, которые они получили (у каждого свой опыт).
Материал подготовлен Т.Н. Рисковой,
педагогом-психологом Центра
← Вернуться к списку