Педагог-психолог Кудымкарского отделения Центра Нечаева Л.Н. поделилась упражнением, которое она использует в рамках обсуждения темы семейных взаимоотношений при реализации образовательных программ «Школа опекунов», «Семейная мастерская», а также при проведении семейного консультирования.
Цель: формирование представления о семье как системе, влияние составляющих элементов системы на взаимоотношения и эффективность функционирования семьи.
Оборудование: магнитная доска, магнитики, рисунок с изображением велосипеда, стикеры с написанными словами: муж, жена, папа (дедушка, дядя), мама( бабушка, тетя ), дети (можно отдельно кровные, приемные), обязанности, правила семьи, взаимоотношения.
Участники: кандидаты в замещающие родители/действующие замещающие родители/родители и дети старшего подросткового возраста.
Время проведения: в среднем 45- 60 мин.
Ход упражнения:
1. Ведущий: Назовите по кругу слова-ассоциации к слову «система».
Вывод: Система – (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединений). Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо.
2. Работа по микро-группам (5-7 мин.)
Инструкция:
- Каждая микро-группа получает рисунок с изображением велосипеда и стикеры с написанными элементами семейной системы (приложение 1).
- На рисунке с изображением велосипеда (приложение 2) нужно разместить элементы семейной системы, написанные на стикерах. Затем презентовать свою работу и объяснить, почему таким образом разместили все элементы.
3. Презентации микро-групп и защита выбранных позиций.
4. Обсуждение представленных семейных систем в общей группе.
Ведущий:
Предполагаемый результат:
- осознание всеми участниками, что каждая семейная система отличается друг от друга, но, при этом, работает по общим правилам и закономерностям;
- усвоение знаний об основных составляющих семейной системы и их функциях;
- возможность анализа собственной семейной системы, определения ее сильных и слабых мест.
Приложение 1
Составляющие семейной системы
- Муж/жена
- мама (бабушка, тетя)/папа (дедушка, дядя)
-дети (приемные дети, кровные дети)
-обязанности
-правила семьи
-взаимоотношения
Приложение 2
Изображение велосипеда
← Вернуться к списку