• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение «Ребёнок – статуя»

    Методические разработки для специалистов Центра

    16.10.2017

    Упражнение «Ребёнок – статуя»

    Педагог-психолог Рискова Татьяна Николаевна предлагает упражнение  на осознание последствий  для ребенка от фраз, которые взрослый ему адресует, не задумываясь. Данное упражнение может быть полезным для  специалистов, реализующих программы подготовки кандидатов и переподготовки действующих замещающих родителей, постинтернатных воспитателей.

    Цель: осмысление последствий от вербальных родительских посылов детям  через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

    Оборудование: 6 плотных платков или шарфов, напечатанные фразы для озвучивания вслух слушателями.

    Порядок проведения.

    Ведущий настраивает  аудиторию: Что значит - принимать ребёнка  безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это эму было необходимо.  И по мере того, как он растёт, отношение к нему меняется. Бывает, меняется настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

    Из аудитории выбирается слушатель, желающий сыграть роль ребёнка. Ему предлагается выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он видит поддержку. Этот человек встаёт за спиной «ребёнка», прикладывает ладони к его спине, важно их не убирать во время всего действия.

    Остальным присутствующим раздаются напечатанные фразы, которые они произносят хором по сигналу ведущего. Ведущий играет роль мамы. Все слова: и за себя и за ребёнка, озвучивает «мама». Разыгрывается сценка.

    Ты моя маленькая дочь (сын), моя первоклассница (первоклассник). Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный, любознательный, ребёнок, задающий кучу вопросов даже тогда, когда мы вприпрыжку идём к автобусу. Я беру тебя за руку и побежали.

     - Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

     - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! – я тебе отвечаю – по сигналу ведущего слушатель произносит предложенную фразу: ПЕРЕСТАНЬ ГЛАЗЕТЬ!

    (На этой фразе мама завязывает шарфом ребёнку глаза).

    И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать свои дела. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

     - Мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

     - Ты чего вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! ЗАКРОЙ БЫСТРО СВОИ УШИ!

    (На этой фразе мама завязывает ребёнку уши).

    Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

     - Ой, какой сегодня день, Будет здорово! Мам, меня Машка ждёт, я ей пообещала принести ластик, тот, что…

     - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! БЫСТРО ЗАКРОЙ РОТ! (На этой фразе мама завязывает ребёнку рот).

    Хватаю ребёнка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью её по рукам и говорю, какая она непослушная:

     - Что у тебя за руки, что ты их всё время куда-то суёшь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! УБЕРИ РУКИ! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку руки).

    Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:

     - Ты где этому научилась? Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! СТОЙ СМИРНО! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку ноги).

    Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребёнка:

     - Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась?! Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идёшь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю,  глухомань!

    (В этот момент ведущий сигнализирует наблюдателям, чтобы они произнесли вслух одновременно и громко свои фразы).

    Ребёнок начинает хныкать. Я уже почти ору на неё (него):

     - Что ревёшь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь меня только! Я кому сказала, ПЕРЕСТАНЬ РЕВЕТЬ! (На этой фразе мама крепко перевязывает ребёнку живот).

     - Мы уже пришли в школу. ИДИ И ЖИВИ! (На этой фразе мама слегка подталкивает ребёнка вперёд).

    Спрашиваю у «ребёнка», каково ей (ему) живётся? Что хочется? Что хочется развязать прежде всего? Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей (ему) всё запретили, да ещё и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Родители часто способны отобрать это право своими словами (вербальными посылами) и воспитательными действиями.

    Затем я развязываю по очереди то, о чём просит «ребёнок». Когда всё развязано, спрашиваю:

     - Что чувствовал(-а) на протяжении всего действия?

     - О чём думал(-а)?

     - Каково было, когда все вокруг начали приказывать?

    Обычно в практике звучат слова душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который произносил громко фразы.

     - Что являлось поддерживающим моментом в сценке?

    Обычно это тот человек, который стоял сзади, всё время поддерживал, помогал удержаться на ногах и ориентироваться в пространстве. Очень часто в жизни это бывает посторонний человек, который может выслушать, протянуть руку помощи, защитить, поднять настроение… И хорошо, если такие люди есть и оказываются рядом в нужный момент. А каково тому ребёнку, у которого такой поддержки нет?

    Вот в такое состояние часто вгоняют родители своего ребёнка, мальчика или девочку, и при этом преследуем благородные цели воспитания: чтобы ничего лишнего не увидел, не подслушивал, не болтал, не брал и был скромным и воспитанным. А ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. А бывает и так, что такие слова он слышит и от чужих людей: прохожих, друзей, учителей. Как ему в таком состоянии «статуи» жить?

    Затем родителя, который играл роль ребёнка, я прошу:

     - Посмотри, как ярко светит солнце! Какие радостные лица у людей! Сколько вокруг красивого и чудесного!

     - Послушай, как поют птицы! Как звонко смеются дети! Как рычит проезжающая машина!

     - Поговори со мной. Расскажи, что ты видишь вокруг?

     - Протяни мне свои руки, обними меня. Потрогай, какая мягкая игрушка на столе!

     - Давай пройдёмся, попрыгаем, как это здорово!

     - Что ты чувствуешь сейчас?

    Обязательно дать возможность проговорить свои позитивные эмоции, закрепить их. И после этого освобождаю его (её) от роли ребёнка.

    Вернуться к списку