Данный практикум используется при проведении занятия по теме «Возрастные этапы развития» в рамках реализации образовательной программы «Школа опекунов».
Цель: повышение компетентности кандидатов в замещающие родители в вопросах закономерностей развития ребенка и эффективного взаимодействия с приемным ребенком на различных возрастных этапах.
Задачи:
Оборудование и материалы: бланки с границами возрастов и вопросами (Приложение 1).
Инструкция: участники из опыта собственного детства должны ответить на вопросы в соответствии с указанным на бланке возрастом (индивидуально).
Время работы: 10 минут.
По результатам выполненной работы участники обсуждают вопросы в группе и дополняют друг друга. Ведущий резюмирует сказанное и рассказывает о ведущей деятельности ребенка на разных возрастных этапах, описывает возрастные кризисы.
Можно организовать работу в парах (если группа слушателей большая или есть супружеские пары).
Предполагаемый результат (из опыта работы): Участники всегда с удовольствием обращаются к личному детскому опыту, воспоминаниям, делятся своими чувствами; создается атмосфера доверия и эмоциональной поддержки.
При работе с данной практикой может быть представлен как позитивный детский опыт, так и негативный.
При анализе собственного детского опыта повышается компетентность кандидатов в замещающие родители в вопросах учета закономерностей развития ребенка при выстраивании с ним эффективных коммуникаций на различных возрастных этапах; выборе эффективных приемов взаимодействия.
Из опыта работы Шишкиной Е.И.,
педагога-психолога ГБУДО ПК ЦППМСС
Приложение 1
Упражнение-практикум «Лестница развития».
Вопросы
1-3 года
Что было для вас самым главным, важным на этом возрастном этапе?
Что вы больше всего любили делать?
Какие главные приобретения были в этом возрасте?
Чему вы учились?
Кем были те главные люди, от которых зависело ваше развитие?
3-7 лет
Что было для вас самым главным, важным на этом возрастном этапе?
Что вы больше всего любили делать?
Какие главные приобретения были в этом возрасте?
Чему вы учились?
Кем были те главные люди, от которых зависело ваше развитие?
7-12 лет
Что было для вас самым главным, важным на этом возрастном этапе?
Что вы больше всего любили делать?
Какие главные приобретения были в этом возрасте?
Чему вы учились?
Кем были те главные люди, от которых зависело ваше развитие?
12-16 лет
Что было для вас самым главным, важным на этом возрастном этапе?
Что вы больше всего любили делать?
Какие главные приобретения были в этом возрасте?
Чему вы учились?
Кем были те главные люди, от которых зависело ваше развитие?
16-18 лет
Что было для вас самым главным, важным на этом возрастном этапе?
Что вы больше всего любили делать?
Какие главные приобретения были в этом возрасте?
Чему вы учились?
Кем были те главные люди, от которых зависело ваше развитие?