• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение на осознание значимости игры в жизни ребенка дошкольного возраста

    Методические разработки для специалистов Центра

    10.08.2016

    Упражнение на осознание значимости игры в жизни ребенка дошкольного возраста

    Игра в возрасте от 3 до 7 становится ведущей деятельностью ребенка. Дошкольник много времени проводит в игре. Игру считают ведущей деятельностью ребенка-дошкольника не потому, что он большую часть времени играет;    игра прежде всего  влияет  на развитие малыша. 

    Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть и заняться своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.

    Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»

    В режиме  детского сада игра занимает значительное место. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети не просто много, но и хорошо играли. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, воспитатели стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают становлению и развитию  личности.

    А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Надо ли  руководить детскими играми? Об этом будущим замещающим родителям  рассказывает на своих занятиях  педагог-психолог  Центра Белобородова Регина Борисовна. Знакомя с  особенностями каждого возрастного периода, психолог обращает внимание и на качество развивающих игр.

    Упражнение «История игрушки».

    Цель упражнения: развитие навыков общения, умения выражать свои чувства и мысли.

    Инструментарий: количество игрушек по числу участников, темный непроницаемый пакет для игрушек

    Инструкция:  сейчас я по очереди буду подходить к вам,  и вы достанете  первое, что попадетв вашу руку. Участники достают по игрушке.

    Рассмотрите ее  внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю игрушки – от ее рождения (создания) до сегодняшнего момента. Какее зовут, есть ли у нее друзья, родственники?  На подготовку вам даюется 3 минуты.

    Теперь по очереди необходимо рассказать историю вашей игрушки от первого лица – так, как будто игрушка говорит вашими устами.

    Участники по очереди начинают рассказывать каждый свою историю. После рассказа второго персонажа, ведущий предлагает пообщаться с первым, побуждая  к общению. (Например: «Может быть медвежонок  Миня что-то хочет спросить у Динозаврика? А Динозаврик?  Может  вы  хотите  поделиться чем-то друг с другом?»).

    Далее включаются в общение другие персонажи. Важно, чтоб между ними всеми состоялось взаимодействие. После того, как все персонажи пообщались между собой и интенсивность общения снизилась, ведущий  обходит участников для того, чтоб собрать игрушки.

    Сейчас все берут свою игрушку и молча кладут ее обратно в мой пакет.

    После того, как все игрушки собраны, с участниками обсуждают их чувства, мысли.

    Примерные вопросы для обсуждения:

    - Легко ли вам было придумать историю? Что показалось вам трудным?

    - Что происходило, когда вы отдавали мне свою игрушку? Что при этом вы чувствовали?

    Ведущий: если при этом вы испытывали легкую грусть и нежелание расставаться со своей игрушкой, это значит, что вы правильно выполнили данное упражнение. Вы как-бы сжились со своим персонажем, наделив его какими – то чертами характера, жизненной историей – прожив с ним вместе те же чувства и события.

    То же происходит с нашими дошкольниками, которые абсолютно нейтральный предмет (игрушка – тряпочка, набивка, пластмасса и т.д. )  воспринимают, как живой со своими мыслями, чувствами.  Дети проецируют себя в игрушках. Мы - взрослые иногда  относимся к игрушкам наших детей не так бережно, как они. Для них это живые друзья. Важно не нанести ребенку травму, важно уважать мир ребенка, мир его фантазий, помогать логически закончить игру. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью через которую наши дети получают скачок в развитии»

    Это упражнение позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал участников.  Слушатели  часто сами замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности,  переживания. Благодаря собственной игре осознают важность  игрушки в жизни ребенка, ее проективный характер, а так же необходимость бережного отношения к внутреннему миру ребенка.

      

    Материал подготовлен педагогом-психологом

    Центра Р.Б. Белобородовой  

    и начальником отделения Жуковой Н.Г.

    Вернуться к списку