• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение на формирование чувства привязанности у ребенка

    Методические разработки для специалистов Центра

    02.07.2016

    Упражнение на формирование чувства привязанности у ребенка

    Педагог-психолог Чусовского отделения Белобородова Р.Б. в мае 2016 года участвовала в семинаре-тренинге  «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей».  Данное упражнение, освоенное в рамках обучения, Регина Борисовна   предлагает  использовать на занятиях для кандидатов в замещающие родители при  реализации образовательной программы «Школа опекунов».

    Одним из последствий жестокого обращения является нарушение привязанностей ребенка. Потребность в устойчивых, позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой, жизненной необходимостью, и непосредственно связана с нормальным развитием личности. Процесс реабилитации не возможен без формирования новых привязанностей у детей. Именно поэтому так важно предоставить ребенку, чей опыт жизни в семье был катастрофическим, альтернативный опыт близких отношений. Благодаря работе над упражнением будущие родители получают необходимые знания по следующим аспектам данной темы: формирование детско-родительской привязанности; стадии развития и основные характеристики привязанности; типы нарушенной привязанности; факторы, ведущие к нарушениям привязанности; как помочь ребенку сформировать привязанность.

    Упражнение: «Черное и белое».

    Жанр: управляемое фантазирование.

    Источник: идея использования черно-белой фасоли для наглядности почерпнута из программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей.

    Уровень физической активности: низкий.

    Специфика: проводится после ознакомления с теорией.

    Цель: раскрыть особое значение чувства привязанности в жизни ребенка.

    Задачи:

    Продолжительность:  1-2 часа.

    Количество участников:  10-15 человек.

    Этапы упражнения:

    1.Инструкция.

    2.«Управляемое фантазирование» с промежуточными выводами.

    3. Работы в малых группах по заданию тренера.

    4. Обсуждение в общей группе.

    5. Обратная связь.

    Инструкция: «Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять о некоторых  аспектах развития привязанности у детей, и факторах, влияющих на то, как формируется привязанность. В процессе управляемого фантазирования Вы можете представить себя в той или иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах «управляемого фантазирования» я буду останавливать Вас, чтобы задать вопросы о том, что Вы чувствуете в настоящий момент. Для наглядности мы будем использовать черную и белую фасоль. Белая - будет символизировать, факторы, положительно влияющие на развитие привязанности у ребенка, черная - отрицательные факторы. Перед нами пустой стаканчик. Мы будем наполнять его вместе по ходу выполнения упражнения.

    Итак, начинаем фантазировать, можно закрыть глаза.

    1.«Сегодня замечательный день. Ты благополучно появился на свет, крепким и здоровым мальчиком, которого назвали  Борисом. О тебе трепетно и профессионально заботятся медики родильного дома. Твоя мама двадцатилетняя одинокая женщина, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Но, несмотря на обстоятельства, мама очень ждала твоего появления на свет, и сейчас держит тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой».

     «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль стоит положить в стаканчик?».

    Группа должна сделать вывод о том, что самое важное в этой ситуации - психологическая готовность матери к рождению ребенка. «Желанность» рождения ребенка, безусловно, влияет  на формирование привязанности.

    2.«Вы вернулись домой. Мама заранее приготовила все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в подержанной, но удобной кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама всегда рядом, разговаривает с тобой, улыбается и уделяет тебе много внимания»

     «Что ты чувствуешь, Борис? Какую фасоль мы выбираем сейчас?».

    Потребности Бориса находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.

    3.«Борис, со временем твоя мама начинает уставать, чувствует опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала принимать спиртное, которое помогло ей однажды расслабиться. Когда ты голоден и начинаешь плакать, она замедленно реагирует и приходит не сразу. Ты успеваешь наплакаться и потом тебе трудно есть. Тебя резко кладут в кроватку, и ты снова плачешь. Но теперь мама просто выходит из комнаты и закрывает за собой дверь».

    «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы выберем теперь?».

    Борис узнает, что  не всегда может рассчитывать на заботу. Рядом с ним все еще есть близкий взрослый, но привязанность к нему может начать претерпевать изменения.

      4.«Проходит еще время. Борис, ты уже научился ползать, а затем и ходить. Твоя мама все больше пьет и все меньше следит за тобой. У тебя практически нет игрушек, ты часто бываешь один, тебе бывает страшно, бывает холодно, ты часто остаешься голодным, и несколько раз серьезно травмировался дома».

     «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

    Группа должна прийти к выводу о том, что многие потребности ребенка не удовлетворяются (один из вариантов жестокого обращения – пренебрежение нуждами и эмоциональное отвержение). Мир ребенка не безопасен. Это может привести к отказу от изучения окружающих предметов, вследствие чего развитие ребенка может задержаться.

        5. «Борис. Твоя мама теперь живет с мужчиной. Он тоже много выпивает и часто бывает несдержан. Он кричит на тебя, иногда может ударить. Мама в таких ситуациях жалеет тебя, берет на руки. Но, когда ты мешаешь ей, она делает, то же самое, что и он».

    «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы кладем в стакан?».

    Имеет место физическое насилие. Опыт, который приобретает Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Поведение матери может формировать у Бориса амбивалентный тип привязанности.

      6.  «Борис. Тебе уже 4 года. Твои мама и отчим однажды вечером ушли из дома, и их не было три дня. Ты много плакал от страха и голода. Соседи вызвали милицию, приехали чужие люди и увезли тебя в приют. Тут много других детей и взрослых, тут тепло, тебе дают вкусную еду.  Но ты никого не знаешь. Ты ждешь свою маму».

    «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

    (можно разбить ситуацию на две части: «один дома» и «помещение в приют»).

    Отрыв ребенка от семьи - событие, иногда необходимое, но очень травмирующее, так как оно нарушает нормальный процесс развития привязанности к определенному взрослому. Что происходит, когда мы разрушаем эту привязанность? Происходит переживание горя, чем младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его переживания.

      7. «Борис. Проходит немного времени и тебя помещают в новую семью. Ты входишь незнакомый дом. Тут много красивых игрушек. Взрослые очень доброжелательны по отношению к тебе. Они говорят, что будут о тебе заботиться».

    «Что ты чувствуешь сейчас, Борис? Какая фасоль будет выбрана нами?».

    Важно, чтобы участники группы вспомнили о том, что момент помещения ребенка в новую семью тоже очень тяжелый для него. Чувство

    пережитой потери обостряется. И страхи и сомнения, недоверия к взрослым сразу не проходят.

    После проведения этой части упражнения стоит сделать промежуточные выводы, дать участникам выказать чувства, которые они испытывали в ходе упражнения, задавая наводящие вопросы:

     «Что вы чувствовали в ходе выполнения, в ходе выполнения заданий?»

     «Какие чувства у вас вызывает  этот почти черный стакан фасоли?»

     «Давайте вместе подумаем, можно ли в такой ситуации полностью изменить  отношение этого ребенка к взрослым?»

     «Можно ли сделать стакан полностью белым?»

    «Стоит ли ждать быстрых результатов, пытаясь сформировать у него привязанность к новой семье?».

    Упражнение может быть продолжено по-разному.

    Вариант 1. Можно разделить группу на подгруппы и дать задание:

    «Попробуйте представить, что Борис пришел в вашу семью. Что Вы можете сделать, что бы помочь ему пережить прошлый травмирующий опыт и сформировать новую привязанность к вашей семье. Напишите Ваш вариант продолжения истории для «управляемого фантазирования»».

     Затем вместе с группами можно добавлять в стакан «жизни Бориса» белую фасоль, наглядно демонстрируя, как правильные действия родителей будут медленно, но изменять «цветовую гамму» психологического состояния ребенка.

    Вариант 2. Если группа многочисленна или время проведения упражнения ограничено, можно продолжить «управляемое фантазирование» по готовому тексту, так же добавляя для наглядности в стакан белую фасоль.

    Итак, продолжаем фантазировать:

    1.«Борис, ты познакомился с членами семьи, в которую тебя поместили. Они привели тебя в нарядную комнату и показали место, приготовленное специально для тебя. Там есть уютная кроватка, игрушки и собственная тумбочка, в которую ты можешь положить свои  вещи».

    «Что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    2.«Проходят дни. Эти люди действительно заботятся о тебе. Стараются накормить тем, что ты любишь. Каждый ваш новый день интересен, тебе объясняют, что вы будете делать завтра, спрашивают, чем бы ты хотел заняться.

    В доме тепло и  уютно. Никто не кричит на тебя, с тобой разговаривают ласково и спокойно, при этом, когда ты хочешь побыть один, тебе никто не мешает».

    «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    Группа делает выводы о значении удовлетворения базовых потребностей ребенка для формирования привязанности. О важности создания безопасной среды для ребенка. Участники могут вносить свои предложения по поводу того, что еще можно делать для решения этих задач.

    3.«Ты начинаешь осваиваться в новой обстановке, иногда  ты  бодр и весел. Но ты часто вспоминаешь свою маму и плачешь. Тогда тебя внимательно выслушивают и обязательно утешают. Когда в семье узнали, что у тебя есть фотография твоей мамы, ее вставили в красивую рамочку и повесили над твоей кроватью».

     «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    Подчеркивается необходимость поддерживать ребенка, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, успокаивать и подбадривать. Также речь непременно должна зайти и о связи ребенка с кровной семьей, о корректном отношении принимающей семьи к личной истории ребенка. Необходимости внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было в кровной  семье. Важно сохранять памятные для него вещи.

    4. «Ты очень подвижный ребенок, но у тебя не все получается. Когда ты роняешь посуду, пачкаешь или ломаешь вещи, тебя не ругают, а просто учат правильно обращаться с предметами. Ты любишь рисовать, и новая мама много рисует с тобой, папа же  берет тебя иногда в гараж, где много новых, интересных для тебя штуковин. А вчера ты даже учился мыть машину! Когда у тебя хорошо получается что-то новое, все радуются и хвалят тебя».

    «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    Группа должна осознать необходимость давать ребенку  эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть. Помощь в овладении новыми навыками, любая совместная деятельность важные составляющие успеха в формировании привязанности.

    «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    5. «Борис, твое поведение иногда бывает не очень хорошим. Ты злишься, ломаешь игрушки. Ты бываешь очень упрямым и вспыльчивым. Ты пока не умеешь общаться с другими детьми и часто обижаешь их, когда вы с мамой гуляете на детской площадке. Родители терпеливо объясняют тебе, почему так поступать нельзя. Ты видишь, что когда ведешь себя плохо, взрослые огорчаются. А когда все хорошо, радуются и одобряют тебя».

     «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Добавим ли мы белой фасоли в стакан?».

    Нужно подчеркнуть, что поведение ребенка, помещенного в новую семью характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, амбивалентностью чувств. Использование эффективных мер дисциплинарного воздействия, терпение, демонстрация желательного поведения, эмоциональное принятие ребенка помогут скорректировать поведение и сформировать у него привязанность.

    6. «Проходит год с тех пор, как ты живешь в новой семье. Ты начал называть новых родителей мамой и папой. Ты ходишь в детский сад, где тебя многому научили, ты стал хорошо говорить, окреп физически. Тебе очень нравится, когда вся семья собирается вместе».

    «Борис, что ты чувствуешь сейчас? Какую фасоль мы добавим в стакан?».

    По окончании упражнения, тренер обращает внимание группы на изменения, произошедшие в цветовой гамме стакана с фасолью в ходе второй части упражнения. Участникам предлагается поделиться  мыслями и чувствами, которые возникли у них в ходе этой части упражнения.

    Завершает упражнение обратная связь  «по кругу» и общий вывод по  теме.

     

    Материал подготовлен педагогом-психологом

    Центра Белобородовой Р.Б.

     

    Вернуться к списку