Предложенное упражнение можно использовать в рамках реализации образовательной программы подготовки кандидатов в замещающие родители «Школа опекунов».
Цели: - осознание участником проблемы или травмы прошлого, которые могут проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным для них образом;
- осознание участником собственных чувств, проявляющихся при столкновении с таким поведением ребенка.
Инструкция:
- Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «взрослый»;
- По очереди отводите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения:
- Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
- Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
- Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда подальше».
Пригласите в круг первого «взрослого» и первого «ребенка» и дайте «взрослому»
задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным. Поблагодарите участников первой пары и предложите им сесть.
Пригласите в круг второго «взрослого» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю»
задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на
развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным. Поблагодарите участников второй пары и предложите им сесть.
Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем-то болтаете и вдруг заметили, что он неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным. Поблагодарите участников третьей пары и предложите им сесть.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Давая установки участникам, представляющим детей, постарайтесь настроить их серьезно, войти в нужное эмоциональное состояние.
- Если во время упражнения «родитель» слишком быстро отступает, готов отказаться от своего намерения, напомните ему задачу и подчеркните абсурдность происходящего: «Послушайте, что происходит? Вы ведь только хотели как лучше. Что это с ней (ним)?».
- Подчеркните, что в действиях «воспитателей» не было ничего заведомо неверного. Любой бывает обескуражен, столкнувшись с поведением, мотивы которого совершенно непонятны. Цель наших занятий — подготовить к подобным ситуациям, показать скрытую сторону происходящего
Попросите «родителей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «родители» проявляли непонимание и настойчивость.
Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "родителей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "родитель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».
Обсуждение:
Скажите группе, что разыгранные ситуации метафорически выражают некоторые типичные способы реагировать на полученную в прошлом травму. Ее можно всеми силами прятать от окружающих и от самого себя, и на это удержание действительно уходит столько энергии, что уже не до игр и веселья и не до дружеского общения. Пережитый когда-то страх может прочно связаться в памяти ребенка с определенными обстоятельствами, ситуациями, словами и эти «спусковые крючки» будут вызывать паническую реакцию всякий раз, даже если на самом деле ребенку ничего не угрожает. Естественно, невозможно усваивать знания или проявлять интерес к миру, когда тебя гложет страх. Пережитое насилие, предательство может вызвать озлобленность, недоверие ко всему и всем, и ребенок начинает трактовать как враждебные по отношению к себе даже действия, которые на самом деле являются выражением заботы и ласки. На такую «тотальную оборону» тоже уходит очень много сил, и на интеллектуальное и психологическое развитие их почти не остается.
Обратите внимание группы на то, что полученная в прошлом травма может проявляться самым неожиданным образом и постороннему наблюдателю бывает трудно понять, что же происходит на самом деле. Поведение ребенка в подобных случаях так и хочется определить словами: «странное», «идиотское», «назло», «из вредности», на язык так и просятся фразы: «Да он ненормальный какой-то», «Да он просто издевается надо мной», «За что он меня ненавидит?» и т. п. Подобное настроение взрослого воспринимается ребенком как подтверждение его худших опасений и подозрений и еще больше усугубляет проблему.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Если во время обсуждения в большой группе не будут названы какие-либо из нижеприведенных факторов, назовите их и обсудите с группой, как они могут влиять на задержки в развитии совести:
Обсуждение:
Подчеркните, что важно в отношении ребенка, особенно с неблагополучным прошлым, соблюдать «презумпцию невиновности»: в случае любого трудного или необычного поведения в первую очередь предполагать не «злой умысел» или «испорченность», а наличие скрытых пружин, прошлых травм, которые заставляют его вести себя именно так. Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
Предложите участникам подумать о том, что ребенок с тяжелым прошлым может быть в чем-то взрослее и опытнее взрослых воспитателей, проживших благополучную жизнь. Поэтому очень важно проявлять по отношению к нему не только заботу (сверху вниз), но и уважение. Это только в книжке Оливер Твист, который не получил от жизни ничего хорошего, вырос добрым, умным и честным мальчиком. В реальности, учитывая то, что пришлось пережить ребенку, порой приходится признать, что у него есть все основания развиваться еще хуже и что его внутренняя сила, его умение выживать, его стремление к росту, его надежда на лучшее заслуживают огромного уважения.
Вывод: полученная в прошлом травма может проявляться самым неожиданным образом и постороннему наблюдателю бывает трудно понять, что же происходит на самом деле. Участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Материал подготовлен Е.Е. Осиповой,
педагогом-психологом Центра
← Вернуться к списку