• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение «КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»

    Методические разработки для специалистов Центра

    17.10.2018

    Упражнение «КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»

    Упражнение «КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТРАВМЫ ПРОШЛОГО»

    Предложенное упражнение можно использовать в рамках реализации образовательной программы подготовки кандидатов в замещающие родители «Школа опекунов».

    Цели: - осознание участником проблемы или травмы прошлого, которые могут проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным для них образом;

    - осознание участником собственных чувств, проявляющихся при столкновении с таким поведением ребенка.

    Инструкция:

    - Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участ­ник — «ребенок», другой — «взрослый»;

    - По очереди отводите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им уста­новку, как вести себя во время упражнения:

    - Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

    - Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страш­ное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — зна­чит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».

    - Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты зна­ешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охо­ту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда подальше».

    Пригласите в круг первого «взрослого» и первого «ребенка» и дайте «взрослому»
    задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, по­хлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остано­вите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет мак­симальным. Поблагодарите участников первой пары и предложите им сесть.

    Пригласите в круг второго «взрослого» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю»
    задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на
    развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным. Поблагодарите участников второй пары и предложите им сесть.

    Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем-то болтаете и вдруг за­метили, что он неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том мо­мент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным. Побла­годарите участников третьей пары и предложите им сесть.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    - Давая установки участникам, представляющим детей, постарайтесь настроить их серьез­но, войти в нужное эмоциональное состояние.

    - Если во время упражнения «родитель» слишком быстро отступает, готов отказать­ся от своего намерения, напомните ему задачу и подчеркните абсурдность проис­ходящего: «Послушайте, что происходит? Вы ведь только хотели как лучше. Что это с ней (ним)?».

    - Подчеркните, что в действиях «воспитателей» не было ничего заведомо неверного. Любой бывает обескуражен, столкнувшись с поведением, мотивы которого совер­шенно непонятны. Цель наших занятий — подготовить к подобным ситуациям, показать скрытую сторону происходящего

    Попросите «родителей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили не­адекватную реакцию?

    Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

    Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «родители» проявляли не­понимание и настойчивость.

    Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "родителей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "родитель" или "ребенок" — в этом виноват? Что явля­ется истинной причиной?».

    Обсуждение:

    Скажите группе, что разыгранные ситуации метафорически выражают некоторые ти­пичные способы реагировать на полученную в прошлом травму. Ее можно всеми си­лами прятать от окружающих и от самого себя, и на это удержание действительно уходит столько энергии, что уже не до игр и веселья и не до дружеского общения. Пе­режитый когда-то страх может прочно связаться в памяти ребенка с определенными обстоятельствами, ситуациями, словами и эти «спусковые крючки» будут вызывать паническую реакцию всякий раз, даже если на самом деле ребенку ничего не угрожа­ет. Естественно, невозможно усваивать знания или проявлять интерес к миру, когда тебя гложет страх. Пережитое насилие, предательство может вызвать озлобленность, недоверие ко всему и всем, и ребенок начинает трактовать как враждебные по отно­шению к себе даже действия, которые на самом деле являются выражением заботы и ласки. На такую «тотальную оборону» тоже уходит очень много сил, и на интеллекту­альное и психологическое развитие их почти не остается.

    Обратите внимание группы на то, что полученная в прошлом травма может прояв­ляться самым неожиданным образом и постороннему наблюдателю бывает трудно понять, что же происходит на самом деле. Поведение ребенка в подобных случаях так и хочется определить словами: «странное», «идиотское», «назло», «из вредности», на язык так и просятся фразы: «Да он ненормальный какой-то», «Да он просто издевается надо мной», «За что он меня ненавидит?» и т. п. Подобное настроение взрослого вос­принимается ребенком как подтверждение его худших опасений и подозрений и еще больше усугубляет проблему.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    - Если во время обсуждения в большой группе не будут названы какие-либо из нижеприведенных факторов, назовите их и обсудите с группой, как они могут влиять на задержки в развитии совести:

    Обсуждение:

    Подчеркните, что важно в отношении ребенка, особенно с неблагополучным прошлым, соблюдать «презумпцию невиновности»: в случае любого трудного или необычного по­ведения в первую очередь предполагать не «злой умысел» или «испорченность», а на­личие скрытых пружин, прошлых травм, которые заставляют его вести себя именно так. Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно ис­пользует эту возможность для преодоления своих проблем.

    Предложите участникам подумать о том, что ребенок с тяжелым прошлым может быть в чем-то взрослее и опытнее взрослых воспитателей, проживших благополучную жизнь. Поэтому очень важно проявлять по отношению к нему не только заботу (свер­ху вниз), но и уважение. Это только в книжке Оливер Твист, который не получил от жизни ничего хорошего, вырос добрым, умным и честным мальчиком. В реальности, учитывая то, что пришлось пережить ребенку, порой приходится признать, что у него есть все основания развиваться еще хуже и что его внутренняя сила, его умение выжи­вать, его стремление к росту, его надежда на лучшее заслуживают огромного уважения.

     

    Вывод: полученная в прошлом травма может прояв­ляться самым неожиданным образом и постороннему наблюдателю бывает трудно понять, что же происходит на самом деле. Участникам упражнения легче освоить понятие «психологические особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     

    Материал подготовлен Е.Е. Осиповой,

    педагогом-психологом Центра

    Вернуться к списку