Специалисты Чусовского отделения Центра предлагают упражнение, которое можно использовать в рамках реализации образовательной программы «Семейная мастерская», а также в дифференцированном модуле «Подросток в замещающей семье». Данное упражнение позволяет увидеть вживую момент дистанциирования подростка от родителей, его борьбе за автономию и последствия, когда нарушаются границы пространства взрослеющего ребенка. Также это упражнение будет актуально на «Школе опекунов» для закрепления знаний о потребности ребенка в общении со взрослыми.
Описание упражнения. Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно 3 м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются — двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны.
Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом — ограничиться 2–3 циклами.
Психологический смысл упражнения. Возможность попрактиковаться в определении комфортной дистанции общения с разными собеседниками.
Обсуждение:
- Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?
- Зависит ли дистанция от личности/статуса собеседников, в частности, от их пола?
- Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?
Возможные вариации проигрывания данного упражнения: Далее можно предложить участникам взять на себя роли разновозрастных детей. Например, один из участников ребенок 5 лет, другой 12, третий 16 лет. Их пары – это их родители. Далее предложить участникам проделать то же упражнение с учетом новой инструкции.
← Вернуться к списку