• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Упражнение "Мои ценности"

    Методические разработки для специалистов Центра

    27.05.2016

    Упражнение "Мои ценности"

    Педагог-психолог Центра Осипова Елена Егоровна представляет упражнение «Мои ценности», которое она использует  в работе с кандидатами в замещающие родители в рамках образовательной программы «Школа опекунов» по теме «Особенности ребенка, разлученного с семьей».

    Для проведения упражнения слушателям группы  необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект  в  умении быть собой — это  способность выстраивать  и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.

    Утрата близких отношений — это травма, боль от которой постепенно проходит, но память о ней остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.

    Воспитатель (замещающий родитель) должен уметь обеспечить потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.

    Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).

    Цели: формирование  представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него;  осознание  значимости потери идентичности для человека.  

    Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке), спокойная музыка.

    Продолжительность упражнения: 45-60 мин.

    Ход упражнения:

    Попросить участников обратиться к списку ценностей:

    1. Люди

    Среди людей, важных для меня, наиболее значимы...

    2. Группы людей

    Я считаю себя участником, членом следующей группы людей...

    3. Религия и/или убеждения

    Я верю...

    4. Места

    Места, которые важны для меня, это...

    5. Дела

    Следующие дела, виды деятельности дают мне смысл и цель в жизни...

    6. Удовольствия

    Я получаю удовольствие от...

    7. Желания

    Я хочу...

    8. Прошлое

    События из моего прошлого, которые важны для меня...

    Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям  дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей. Объяснить, что они должны закончить предложения, описывая важную для них информацию. То, что они напишут, будет сохранено в тайне, и никто другой об этом ничего не узнает.

    Необходимо предупредить участников, что упражнение может вызвать эмоции, но важно закончить каждое предложение. По каждому заголовку объяснить, что имеется в виду. Затем дать участникам время на то, чтобы записать свои ответы. Это должно быть сделано быстро, без долгих раздумий. (Во время заполнения карточек ведущий может включить спокойную музыку). Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.

    Обсуждение в общей  группе.

    Вывод: разлучение с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом.

     

    Вернуться к списку