В рамках образовательной программы «Школа опекунов» на самом первом занятии предлагаю упражнение с пластилином или глиной. Будущие родители знакомятся со своими будущими «детьми» – комочками глины или пластилина в форме яйца. Количество комочков глины на занятии всегда на один больше, чем родителей. Родителям предлагается выбрать свой комочек, согреть и запомнить его. Важно, чтобы возникший из глины образ превратился во внутреннее ощущение своего будущего ребенка. А также важно ощущение родительства, возникшее у родителя средствами лепки из глины (пластилина). Это этап осознания. На нем родителям помогают вопросы:
На этапе осмысления родитель для себя отвечает на вопросы: чего хочу добиться, почему, для чего.
При работе с глиной (пластилином) важно обсудить с будущими родителями вопросы:
А на этапе определения родитель формулирует для себя свой истинный мотив и принимает решение. Происходит завершающий процесс упражнения. По окончании упражнения с будущими родителями происходит окончательное обсуждение:
По сути, в процессе всего упражнения происходит «вынашивание» образа будущего приемного ребенка, происходит рождение и закрепление мотива осознанного родительства, эмоциональной связи с образом будущего ребенка.
По окончании всех занятий образовательной программы «Школа опекунов» глиняные фигурки детей становятся оберегами новой семьи и забираются родителями домой.
Материал подготовила Т.И.Дерябина,
педагог-психолог сектора ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кудымкаре