Данное упражнение педагог-психолог Центра Белобородова Регина Борисовна использует на занятиях в рамках реализации программы «Семейная мастерская».
Цель: упражнение помогает достичь лучшего понимания участниками тех ощущений, которые могут испытывать родители и дети при взаимодействии друг с другом. Оценить какой вид взаимодействия (ДРО) больше подходит для данной семьи.
Оборудование: помещение должно быть безопасно, и достаточно пространства для перемещения участников (например, для трех пар участников – ширина помещения-7м Х 15м).
Инструкция: Участники встают в пары (родитель-ребенок). Сначала проделывают всё упражнение дети с закрытыми глазами, затем взрослые.
Ведущий объясняет правила упражнения: «Сейчас мы с вами проделаем три варианта этого упражнения. Сначала ведущую роль выполняют родители, а дети в роли ведомых, затем наоборот. Переговариваться нельзя. Внимательно слушайте и следуйте инструкции».
Психолог предлагает несколько вариантов проигрывания данного упражнения:
1 вариант.
Инструкция: «Сначала завязываем глаза ребенку, родитель берет за руку ребенка, тянет его за собой вперед, т.е. родитель идет впереди ребенка. Так нужно пройти до конца комнаты и обратно. Следите за тем, чтобы вашим детям было безопасно».
2 вариант.
Инструкция: «Теперь родитель встает сзади и тихонько подталкивает ребенка вперед. Проходим всю дистанцию».
3 вариант.
Инструкция: «Сейчас родитель встает сбоку от ребенка, берет его под руку и они вместе проходят до конца комнаты и обратно».
Далее проделывают все то же самое, только в роли ведущего будет ребенок.
Обсуждение упражнения (первыми отвечают на вопросы дети):
- Что ты чувствовал, о чем думал, когда проделывал эти 3 варианта упражнения?
- Легко ли было довериться своему партнеру?
- Чувствовал ли ты себя безопасно?
- Какой вариант в этом упражнении тебе больше понравился, а какой нет?
- А как чаще бывает в ваших отношениях? Родитель тебя «толкает, тянет или ведет»? В каких ситуациях?
- Какая роль тебе понравилась больше – ведущего или ведомого? Почему?
Вопросы для родителей те же.
Вывод: Родители могут демонстрировать такое поведение и действия, которые не совсем понятны или не приятны ребенку. В связи с чем, могут быть напряжены, напуганы, не чувствовать себя в безопасности. Поэтому важно понимать чувства ребенка, его потребности и исходя из этого, подбирать адекватный способ взаимодействия с ребенком.
Материал подготовлен педагогом-психологом
Центра Белобородовой Р. Б.