Данное упражнение включает в себя исследовательскую, эвристическую задачу - понять что-то о своем ребенке, и формирующую - принять, позволить ребенку быть таким, какой он есть.
Лучше всего проводить с родителями детей 9-15 лет, того возраста, когда обостряются разногласия и назревают конфликты непонимания.
Цель: осознание родителями ценностей, потенциалов, проблем своего ребенка; принятие «иного взгляда», уважение к иному мировоззрению и поведению.
Организация: Коврики (изготавливать коллаж удобнее всего на полу), бумага для фона (формат А 2), журналы с картинками в большом количестве, ножницы на каждого, клей, карандаши, негромкая музыка.
Ход упражнения:
1. Визуализация: «Представь себя на месте своего ребенка. Представь, что тебе столько же лет. Постарайся почувствовать себя в теле ребенка. Прими ту же позу, которую часто принимает твой ребенок. Почувствуй одежду на своем теле. Посмотри на себя в зеркало. Нравится ли тебе, что ты там видишь? Устраивает ли тебя твоя одежда? О чем ты мечтаешь, когда смотришь в зеркало? А теперь осмотри свою комнату. Как ты себя чувствуешь в этой комнате? Какие вещи, предметы тебе особенно дороги? Что тебе не нравится? Если бы тебе позволили, что бы изменилось в твоей комнате? Теперь ты представляешь себя вне дома. Куда ты идешь? С кем? Какое у тебя настроение? Чем ты любишь заниматься, когда уходишь из дома? Посмотри на город, который тебя окружает, на людей, на своих друзей. Какие чувства вызывает у тебя то, что ты видишь? Где ты любишь бывать? Сумей увидеть в своем воображении любимое место. А теперь те места, тех людей, те ситуации, которые тебе не нравятся, вызывают страх, злость, раздражение. Представь себе своих родителей…родных, близких тебе людей. Чем вы занимаетесь? Что ты делаешь вместе с родителями? Что ты при этом чувствуешь? Какой ты видишь свою маму? Своего отца? А теперь представь картинку, когда вы все счастливы, когда вам хорошо? Чем вы занимаетесь, где вы находитесь, как вы выглядите? Представь себе, что тебе снится сон, и в нем исполняются твои самые заветные желания. О чем твой сон? Какие образы встают перед тобою? Запомните все, что вы увидели. Когда будете готовы, откройте глаза…»
2. Участникам предлагают сделать коллаж « Мир глазами моего ребенка».
Правила изготовления коллажа:
* Работа делается из вырезок из журналов - картинок и надписей. Можно их компоновать в разных комбинациях, что-то дорисовать или дописывать.
* Во время работы желательно не разговаривать.
* Образы визуализации и картинки могут не совпадать, главное, чтобы бы совпадало общее настроение коллажа.
Время изготовления коллажа: 45 – 60 мин.
3. Обсудить работы в парах:
* Раскрыть содержание, рассказать о своем отношении: нравится ли то, что получилось?
* Ответить на вопросы партнера.
* Выслушать ассоциации собеседника по поводу коллажа.
* Поменяться местами.
Вопросы для обсуждения:
* Что нового вы поняли из этого упражнения?
* Как вы относитесь к своей работе?
* Какое отношение это имеет к жизни?
* В чем различается ваше восприятие мира и восприятие вашего ребенка?
* Какие чувства и переживания у вас вызвала эта работа?
Материал подготовлен Башкировой И.Г.,
педагогом-психологом Карагайского отделения
← Вернуться к списку