Педагог-психолог Подаруева Ольга Владимировна предлагает упражнение, которое используется на занятиях с действующими замещающими родителями в рамках программы «Семейная мастерская» и дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье». Упражнение способствует формированию желания избавиться от негативных переживаний, связанных с проблемами во взаимодействии с детьми, позволяет проанализировать проблемы и подготовить родителей к решению наиболее выраженных проблем в групповой работе.
Групповая атмосфера, метафора, положенная в основу этого упражнения, помогут участникам почувствовать и пережить «колючесть и неудобство» от ношения проблем и радость избавления.
Организация: Сидя в кругу. Для проведения понадобятся листы бумаги, мусорная корзина.
1. Участникам предлагается сформулировать и записать на отдельных листочках те проблемы, которые они как родители испытывают в отношениях с детьми (минимум 3).
Необходимо записать чувства, которые они вызывают. Например: «Я переживаю, что у дочки в четверти по математике двойка», или «Мне страшно, что мой подросток будет таким же как его отец», «Мне стыдно, что меня постоянно вызывают в школу».
2. Все записки (листочки) нужно скомкать. У каждого участника получается по несколько бумажных комков.
3. Предложить спрятать комки под одежду – так, чтобы они соприкасались с голым телом.
«Почувствуйте на себе свои проблемы и переживания…Почувствуйте, какие они доставляют вам неудобства….Обратите внимание, куда вы запрятали свои проблемы…»
4. «А теперь я предлагаю вам походить по этой комнате. Как только вам на пути встретится человек, задайте ему вопрос: «Какую проблему ты носишь на себе?» и выслушайте ответ. После этого, участник, которого вы встретили - тоже спросит вас об этом. Постарайтесь встретиться как можно с большим количеством собеседников (участников группы)».
5. Все участники возвращаются на свои места. В середину круга ставится открытая мусорная корзина. Каждый желающий может выбросить в неё свои «проблемы», предварительно еще раз озвучив их: «Я выбрасываю свое беспокойство по поводу дочкиной учебы»…
6. Обсуждение чувств и опыта, которые участники получили при взаимодействии.
Обратить внимание участников, что «выбрасывая» проблемы мы просто стремимся избавиться от негативных переживаний, которые мешают нам жить и препятствуют изменениям.
7. Далее каждый ранжирует ранее написанные проблемы и выбирает одну наиболее актуальную. Участники по кругу озвучивают проблему, ведущий записывает их на флипчарте.
Выявленные проблемы в дальнейшем отрабатываются в процессе проведения занятий.
← Вернуться к списку