В реабилитационной работе с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения, в том числе сексуального насилия, психолог часто сталкивается с тем, что ребенок неохотно идет на контакт, смущается и закрывается. Самое сложное в этой ситуации то, что часто ребенок не может пересилить чувства стыда, вины, страха. В этом случае психологу важно снять у ребенка преграды, препятствующие эффективному взаимодействию с ним.
Вот тут на помощь специалисту приходят метафорические карты. Что такое метафорические карты? Это уникальный инструмент, основанный на работе с образами (картинками), а точнее - со зрительной метафорой.
Когда ребенок смотрит на картинку и видит некий образ, он, по сути, вглядывается в свой внутренний мир. В его голове возникают ассоциации с теми ситуациями, которые он пережил сам. Картинки задевают ребенка за живое, за то, что болит. Карта – это посредник между психологом и ребенком, между спрашивающим и отвечающим.
Процесс работы выглядит следующим образом: ребенок рассматривает красочную картинку, психолог спрашивает, что он на ней видит, и ребенок начинает рассказывать, оперируя визуальными образами, а, по сути, рассказывая о себе. Ему кажется, что он просто описывает то, что видит. На самом деле он перестает защищаться. Психологические барьеры преодолены! Контакт налажен, работа началась!
Метафорическая карта – это дверь, за которой живет событие, человеческая история. Эффективность метода заключается в том, что с его помощью к событию можно изменить отношение: его можно трансформировать, переписать, сделать таким, каким захочется, тем самым облегчить свою боль, и даже изменить жизнь.
Из опыта работы Моряковой Т.А.,
педагога-психолога отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г.Березники