• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Трансформационная сказка «Гортензия».

    Методические разработки для специалистов Центра

    19.05.2023

    Трансформационная сказка «Гортензия».

    Данное упражнение может быть использовано при реализации программы психологической реабилитации в рамках государственного задания «Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей (Предоставление психологической помощи семьям, в которых ребёнок подвергся насилию)».

    Цель: формирование у ребенка адекватной самооценки и позитивного отношения к себе.

    Время: 30 мин.

    Оборудование: текст сказки «Гортензия», простые и цветные карандаши; ластик; краски, посуда с водой, салфетки, кисти, фломастеры, листы бумаги формата А4.

    Инструкция: «Сядь поудобней. Глаза можно закрыть, (но это совсем необязательно). Я прошу тебя представлять все, о чем я сейчас буду рассказывать. Пусть твоя фантазия рисует яркие картинки, слушай...»

    Ход: Психолог читает сказку «Гортензия». В ходе прочтения ребенку предлагается выполнить несколько заданий.

    Рефлексия:

    Трансформационная сказка «Гортензия».

    Жила на свете садовница, звали ее Гортензия. И так получилось, что в ее саду с самого раннего детства были посажены 2 растения. Одно было темное, некрасивое, от него исходила холодная энергия неуверенности. А другое, светлое, красивое, от него исходила теплая энергия уверенности. И поначалу она поливала оба этих растения. Однако, так уж получилось, что у ее соседей, других садовников, среди которых были ее мама и папа, родственники, друзья, в садах росло много сорняков, некрасивых, темных растений и деревьев. И когда они приходили к Гортензии в гости, то постоянно поливали и удобряли темное растение, от которого исходила неуверенность, а светлое они не замечали. При этом они говорили ей разные фразы: – У тебя ничего не получится! - Вот у твоего соседа, другого садовника деревья гораздо лучше, а у тебя все растет не так, не правильно. Каждую даже небольшую неудачу Гортензии они превращали в огромное событие – говорили, ну вот, я же тебе говорил, у тебя опять ничего не получилось! И со временем, общаясь с этими садовниками, юная Гортензия тоже стала верить, что у нее ничего не получается и не может получиться. И сама вместе со своими соседями стала поливать свое темное растение. А про светлое растение она со временем совсем позабыла.

    Ребенку предлагается сделать небольшую паузу в прочтении сказки и нарисовать таблицу из следующих столбцов, которые будут описывать, кто из соседей-садовников поливал/поливает его темное растение, чем именно он поливает и как он/она это делает.

    Кто поливает?

    Чем именно поливает?

    Как он это делает?

    что можно сделать с темным, растением?


    В какой-то момент к юной Гортензии пришел необычный гость. Это был добрый мудрец, у которого в саду росло много красивых, светлых, радующих глаза и душу растений. И он сказал Гортензии: - послушай, зачем ты постоянно поливаешь этот темное растение и позволяешь другим это делать? Что тебе это дает? Задумалась Гортензия и сказала: - я сама не знаю. С детства приходили мои близкие и родные и поливали это растение. И постепенно я тоже стала делать как они. Мудрец сказал: - А тебе нравится это растение? Что ты чувствуешь, когда его видишь? Гортензия ответила: - Нет, это растение мне кажется некрасивым, холодным… Я чувствую себя рядом с ним плохо. И тогда мудрец сказал: - тогда перестань поливать это растение. И начни поливать вот это, светлое. Гортензия заметила, что несмотря на то, что светлое растение было совсем маленьким и заброшенным, от него исходит теплая, светлая энергия. И она задала вопрос, чем же мне поливать это растение?

    Ребенку предлагается задуматься, прежде чем читать далее, чем можно поливать это растение?

    И мудрец ответил: ты можешь поливать его верой в свои силы, пусть даже ее у тебя пока совсем немного. Также ты можешь поливать его благодарностью к себе за усилия, которые ты совершаешь. А еще ты можешь ценить тот опыт, который получаешь и опираться на него, чтобы в следующий раз сделать лучше. Затем мудрец спросил: - как ты думаешь, что будет если ты будешь поливать это светлое растение уверенности таким образом? Каким оно может стать? Нарисуй его! И пусть его образ напоминает тебе о том, как важно поливать его благодарностью, признанием ценности опыта, доверием к себе и к Жизни.

    Ребенку предлагается нарисовать образ светлого растения, от которого исходит уверенность вместе с Гортензией.

    Когда Гортензия закончила рисовать и полюбовалась получившимся образом светлого растения, она спросила: - а что же мне делать со вторым растением?

    Ребенку предлагается задуматься, что можно делать со вторым, темным, растением?

    Мудрец ответил – ты правильно догадалась. Нужно перестать его поливать самой и не позволять поливать его другим.

    Ребенку предлагается дополнить свою таблицу.

    Девушка сначала не поверила, что так можно. А потом стала пробовать, не обращать внимание на слова, страхи, сомнения исходящие от других людей, и стала больше ухаживать за светлым растением. И с удивлением стала замечать, как темное растение постепенно стало высыхать, а светлое становиться все сильнее, выше, и с удивлением она стала замечать, как весь сад ее жизни стал расцветать, наполняться благоухающими ароматами и светом!

    Не раз благодарностью и добрым словом вспоминала она мудреца. А со временем она превратилась в добрую волшебницу, которая стала помогать другим выращивать светлые и добрые растения в своих садах!

    Из практики Лунеговой М.В., педагога-психолога
    отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгур

     

    Вернуться к списку