• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Техника «Моя семья в образе цветов» Л. Лебедева (модификация Е. Тарариной)

    Методические разработки для специалистов Центра

    02.03.2021

    Техника «Моя семья в образе цветов» Л. Лебедева (модификация Е. Тарариной)

    Из опыта работы педагога-психолога Самуткиной О.В.

     

    Техника может быть использована на занятиях при реализации образовательных программ «Семейная мастерская», «Подросток в замещающей семье» как диагностическая и терапевтическая методика, направленная на осознание своих отношений с членами семьи.

     

    Цель: оценка восприятия себя в своей семейной системе.

    Задачи:

    ✓ определить роли каждого члена семьи и замещающего родителя;

    ✓ проанализировать отношение приемного родителя к членам своей семьи.

    Материалы и оборудование:  краски (гуашь), кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А3).

    Время работы: 40–60 минут.

    Целевая группа: дети от 5 лет и старше.

    Инструкция. Каждому родителю предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это люди, живущие в настоящее время, т.е. все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций родители не получают.

    Ход занятия:

    Рисунок семьи в образе цветов отражает эмоциональное самочувствие, представление о своём месте и роли в семье, взаимодействие между членами семьи.

    После создания рисунка предлагается ответить на вопросы:

    •Что Вы создали?

    •Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?

    •Есть ли на нём Вы?

    •Как себя чувствует Ваш цветок?

    •Какие чувства вызывает у Вас рисунок?

    •В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?

    •Какие члены семьи здесь изображены?

    •Какие чувства они испытывают?

    •Взаимодействуют ли цветы?

    •Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?

    •Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

    •Что Вы способны изменить?

    Рекомендации специалисту.

    Образы цветов могут отражать:

    •поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;

    •идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;

    •семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.

    Диагностические рекомендации.

    •Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях автора с этими людьми.

    •«Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.

    •Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.

    •Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

    •Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

    •Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции автора.

    •В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

    •Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как автор воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.

    •Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить  их значение.

    •В норме автор  обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.

     

    Выводы. Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать и дает представление о своём месте и роли в семье, взаимодействие между членами семьи.

    Оказывает дополнительное влияние на осознание автора своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции этих состояний и реакций.

    Для специалиста данная техника позволяет увидеть реальную ситуацию в семье и отношения между членами семьи.

     

    Вернуться к списку