• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Техника «Квадраты».

    Методические разработки для специалистов Центра

    15.09.2023

    Техника «Квадраты».

    Упражнение «Квадраты» использую  в работе с детьми в рамках программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, «Исцеление души». Автором данной техники является  Е. Милютина, модификация Е.Тарариной.

    Цель: проживание негативных неотреагированных чувств (возможно применение в ситуации острых эмоциональных переживаний).

    Задачи:

    Инвентарь: лист А-4, кисти, карандаши цветные, краски, пастель.

    Время работы: 60 минут.

    Возрастные рамки применения: 11+. (Работа может проводиться как индивидуально, так и в группе).

    Инструкция: Вспомните реальную ситуацию любой давности из вашего опыта, когда вы испытывали неприятные чувства (например, страх, тревогу, обиду, т. д.) и телом чувствовали опасность. Запишите одним предложением эту ситуацию.

    Сложить лист бумаги таким образом, чтобы образовалось 8 квадратов: лист складывается крест на крест, а затем каждая половина сгибается к центру. Таким образом, образуются 8 квадратов, каждый из которых нумеруется. Задача, последовательно перемещаясь из одного квадрата в другой, изобразить в виде символов или образов ответы на 8 вопросов.

    Во время работы психолог обращает внимание, в каком из квадратов в рисунке появляется цвет, когда рука клиента тянется за цветными карандашами. Цвет служит признаком выхода/разрешения кризисной ситуации.

    После завершения работы следует этап обсуждения созданных образов,  переживаний и чувств, мыслей, которые при этом возникали, установок, руководящих поведением.

    Именно такой всесторонний взгляд на проблему позволяет расширить границы восприятия клиентом ситуации.

    Психолог предлагает клиенту посмотреть с позиции наблюдателя на все 8 квадратов и дать название работе или картине, созданной клиентом, предлагает внести изменения, дополнить сюжеты в тех квадратах, где хочется. Важно обсудить и тот духовный урок (квадрат 8), который или ради обретения которого на жизненном пути клиента и стала возможной или была необходима эта ситуация.

    Следует отметить, что именно обретение внутренней силы клиентом, как результат принятия и осмысления драматичных событий, их встраивание в жизненный опыт клиента, является маркером ее преодоления.

    Результат: в процессе 2-х этапов рисования высвобождаются неотреагированные негативные эмоции, ослабляется негативный эмоциональный накал по отношению к ситуации, формулируется духовный урок.

    Из практики работы О.В. Самуткиной, педагога-психолога
     отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Чайковском

    Вернуться к списку