Упражнение «Квадраты» использую в работе с детьми в рамках программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, «Исцеление души». Автором данной техники является Е. Милютина, модификация Е.Тарариной.
Цель: проживание негативных неотреагированных чувств (возможно применение в ситуации острых эмоциональных переживаний).
Задачи:
Инвентарь: лист А-4, кисти, карандаши цветные, краски, пастель.
Время работы: 60 минут.
Возрастные рамки применения: 11+. (Работа может проводиться как индивидуально, так и в группе).
Инструкция: Вспомните реальную ситуацию любой давности из вашего опыта, когда вы испытывали неприятные чувства (например, страх, тревогу, обиду, т. д.) и телом чувствовали опасность. Запишите одним предложением эту ситуацию.
Сложить лист бумаги таким образом, чтобы образовалось 8 квадратов: лист складывается крест на крест, а затем каждая половина сгибается к центру. Таким образом, образуются 8 квадратов, каждый из которых нумеруется. Задача, последовательно перемещаясь из одного квадрата в другой, изобразить в виде символов или образов ответы на 8 вопросов.
Во время работы психолог обращает внимание, в каком из квадратов в рисунке появляется цвет, когда рука клиента тянется за цветными карандашами. Цвет служит признаком выхода/разрешения кризисной ситуации.
После завершения работы следует этап обсуждения созданных образов, переживаний и чувств, мыслей, которые при этом возникали, установок, руководящих поведением.
Именно такой всесторонний взгляд на проблему позволяет расширить границы восприятия клиентом ситуации.
Психолог предлагает клиенту посмотреть с позиции наблюдателя на все 8 квадратов и дать название работе или картине, созданной клиентом, предлагает внести изменения, дополнить сюжеты в тех квадратах, где хочется. Важно обсудить и тот духовный урок (квадрат 8), который или ради обретения которого на жизненном пути клиента и стала возможной или была необходима эта ситуация.
Следует отметить, что именно обретение внутренней силы клиентом, как результат принятия и осмысления драматичных событий, их встраивание в жизненный опыт клиента, является маркером ее преодоления.
Результат: в процессе 2-х этапов рисования высвобождаются неотреагированные негативные эмоции, ослабляется негативный эмоциональный накал по отношению к ситуации, формулируется духовный урок.
Из практики работы О.В. Самуткиной, педагога-психолога
отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Чайковском