Предлагаю познакомиться с полезной книгой для родителей и специалистов, работающих с семьями, Маршалла Бертрама Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение».
Маршалл Бертрам Розенберг - американский психолог, медиатор, писатель и педагог. В начале 1960-х годов разработал метод ненасильственного общения (ННО) - поддержка сотрудничества и разрешения межличностных конфликтов, а также решение конфликтов в отношениях и в обществе в целом. Он работал миротворцем по всему миру и в 1984 году основал Центр ненасильственной коммуникации, международную некоммерческую организацию, в которой занимал должность директора отдела просвещения.
ННО улучшает жизнь тысяч людей. Он применим и в супружеских отношениях, и в классной комнате, и за столом переговоров, и на линии фронта. Никогда не поздно отказаться от насилия во благо всех заинтересованных сторон. Основатель ННО Маршалл Розенберг подробно объясняет его суть и на многочисленных примерах из своей практики миротворца показывает, как им пользоваться.
Нам этот метод интересен для построения эффективных коммуникаций со своими детьми и более ясного понимания собственных чувств, а также чувств и состояний собеседника.
Многие родители считают, что имеют права требовать что-то от своих детей. Что ребенок- это не личность, а просто - «мой ребенок». А раз мой, то имею право требовать, «ведь я за него отвечаю». В результате мы получаем безынициативного ребенка.
«На самом деле дети не хотят того, что мы от них ждем», - пишет Маршал Розенберг. На самом деле родители по привычке выстраивают общение с ребенком способом заставить его делать так, как хочет взрослый. А если нет, то родители скатываются к угрозам «не сделаешь, тогда я…». И в этой фразе звучит беспомощность родителя. А если мы будем слышать и озвучивать свои потребности?
Словарь названий для чувств и потребностей.
Этот перечень может послужить подсказкой в поиске подходящих названий для собственных ощущений.
Про чувства.
Некоторые люди считают, что существует всего пять чувств: страх, радость, боль, печаль и агрессия. Возможно, этого списка и хватило бы для описания сферы наших чувств в самых общих чертах. Ниже приведены слова, отражающие больше нюансов чувств в повседневных событиях. Эти списки не являются полными, научно обоснованными перечнями. Скорее это помощник в жизненных ситуациях.
Есть три списка слов, называющих чувства:
Про потребности.
Здесь аналогичная ситуация. Некоторые люди считают, что существует всего лишь от семи до двенадцати базовых потребностей. Маршалл Розенберг называет следующие потребности: самосохранение, безопасность, потребность в любви, подлинность, сочувствие, потребность в празднике, потребность в справедливости, независимость и потребность в смысле.
Для практического применения в повседневном обиходе важно оперировать большим количеством слов.
Чувства, указывающие на реализованные потребности |
Чувства, указывающие на нереализованные потребности |
Слова, называющие скорее интерпретации, чем чувства. |
Потребности
|
|
|
«Я чувствую, что…» |
|
расторможенный возбужденный воодушевленный окрыленный радостный увлеченный оживленный веселый полный энтузиазма довольный зачарованный испытывающий благодарность благоговеющий счастливый испытывающий теплоту успокоенный приятный отдохнувший созерцательный спокойный раскованный непринужденный уверенный благожелательный довольный отзывчивый растроганный взволнованный наполненный чем-л. мягкий доверчивый участливый благожелательный нежный испытывающий интерес внимательный активный очарованный заинтригованный прикованный к чему-л. интенсивно осознающий вдохновленный творчески настроенный любопытствующий открытый общительный благоговеющий чувствительный преданный исполненный надежды удивленный бодрый нежный доверчивый энергичный отчетливый мотивированный смелый трезво мыслящий уверенный в себе независимый сильный полный сил сконцентрированный на чем-л. обнадеживающий
|
не расположенный к чему-либо ощущающий дискомфорт реагирующий негативно сопротивляющийся тревожный испуганный потрясенный бессильный робкий/нерешительный рассерженный возмущенный раздраженный рассвирепевший напряженный заряженный эмоциями испытывающий стресс находящийся под давлением кого-либо/чего-либо неестественный одинокий находящийся на отшибе закомплексованный потерянный отчаявшийся потрясенный пораженный растерянный лишившийся иллюзий потерявший самообладание «парализованный» беспомощный уставший изнуренный обессиленный истощенный слабый тяжелый безучастный недовольный грустный подавленный огорченный удрученный измученный несчастный неспокойный озабоченный сбитый с толку нервозный тоскующий нетерпеливый недовольный неуверенный одолеваемый противоречивыми чувствами застенчивый стеснительный смущенный ранимый смятенный сбитый с толку нерешительный раздираемый противоречивыми чувствами находящийся в разладе с самим собой
|
меня отвергают на меня нападают меня эксплуатируют мне не дают прохода меня оскорбляют меня обманывают меня используют меня обвиняют меня поставили в неловкое положение меня унижают меня «связали по рукам и ногам» меня заставили меня одурачили что-то сделали у меня за спиной меня игнорируют мной манипулируют моим доверием злоупотребляют меня превратно понимают со мной не считаются меня не воспринимают всерьез ко мне не прислушиваются меня не видят … не уважают … не поддерживают … не понимают … не ценят меня хотят уничтожить меня провоцируют меня считают виновной через меня перешагивают меня считают не значимой со мной не хотят общаться на меня «давят» меня подавляют меня неверно понимают меня считают неважной меня считают недостойной меня высмеивают меня «насилуют» меня бросают мной пренебрегают меня предали меня считают ненужной мне отказали
|
бдительность проявление инициативы эстетика внимание искренность взаимодействие уравновешенность аутентичность независимость движение осознанность благодарность эффективность причастность эмпатия самораскрытие разрядка развитие опыт отдых праздник свобода радость согласие целостность защищенность здоровье единение счастье гармония собственная уникальность безупречность интимность вдохновение определенность конгруэнтность творчество самосохранение любовь человечность сочувствие близость открытость уважение покой самоопределение самореализация ответственность за себя самовыражение уверенность безопасность на психологическом и физическом уровне смысл защита сексуальность удовольствие духовность структура глубина поддержка ответственность обязательность контакт доверие понимание рост потребность быть услышанным подлинность теплота признание знание потребность быть оцененным по достоинству принадлежность |
Как только человек научается распознавать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции другого, видеть свои потребности и потребности другого, общение становится более эффективным. Рекомендую книгу к прочтению специалистам и родителям. Этот метод ценен для коррекции детско-родительских отношений и построения эффективных отношений с приемным ребенком. Можно использовать представленный материал при проведении методики «Дом».
https://vk.com/mir_otnosheniy_nno
Материал подготовила Е.И. Шишкина, заведующий отделением
ГБУДО ПК «Центр семейного мастерства» в г. Кунгуре