• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Работа с детьми через тест «Сказка»

    Методические разработки для специалистов Центра

    24.01.2016

    Работа с детьми через тест «Сказка»

    Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится одним из способов диагностики на выявление страхов у детей 7-12 лет. Специалист использует его  в индивидуальной работе с детьми.

    Тест «Сказка» (для детей 7-12 лет).

    Цель: выявить страхи ребенка,  помочь разобраться с причинами их появления; оценить уровень развитияэмоционально-волевой сферы ребенка.

    Правила проведения теста. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

    Вы рассказываете ребенку сказку, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая  сказка заканчивается вопросом, обращенным к ребенку:

    - Продолжи придуманную мною сказку, первым пришедшим тебе в голову ответом.  

    Советы по проведению теста.

    Обратите внимание на тон голоса ребенка, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов.

    Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами: в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.

    Психолог  Луиза Дюсс фиксирует следующие признаки патологической реакции на тест  (нетипичные реакции ребенка):

    - просьба прервать рассказ;

    - стремление перебить рассказчика;

    - предложение необычных, неожиданных окончаний историй;

    - торопливые и поспешные ответы;

    - изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);

    - отказ отвечать на вопрос;

    - возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала.

     Все это своеобразные  сигналы какой-то психологической травмы.

    При проявлении подобных признаков необходимо обратиться к специалисту, так как в этом случае «можно говорить об определенном душевном расстройстве».

    Признак хорошего психологического здоровья ребенка - ребенок, слушая сказку, дает волю своим чувствам, в том числе природной агрессивности.

    Сказка «Страх».

    Цель: Выявить наличие страхов у  ребенка.

    «Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!»»

    Вопрос:  Чего он боится?  

                                     

    Обычные ответы детей: 

    «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»;

     «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»;

     «Боится темноты»;

     «Боится собаки»;

     «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

    Ответы, которые требуют внимания: 

    «Боится, что его украдут»;

    «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»;

    «Боится, что его оставят одного»;

     «Боится дьявола»;

     «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»;

    «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

    Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов. 

    Сказка «Новость».  

    Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.  

    «Один мальчик (девочка) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что».

    Вопрос:  Что именно хочет сообщить ему мама?

              

    Типичные нормальные ответы детей:  

    «Сегодня к нам придут гости»;

    «Вечером мы пойдем к бабушке»;

     «Папа принес тебе щенка»;

    «По радио объявили, что будет гроза»;

    «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»;

     «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т.д.  

    Ответы, на которые следует обратить внимание:  

    «Кто-то умер»;

     «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»;

    «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа»;

     «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»;

    «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»;

    «Завтра его поведут к врачу»;

    «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т.д. 

     

    Сказка «Дурной сон».  

    Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.  

    «Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Вопрос: Что увидела во сне девочка?

                                    

    Типичные нормальные ответы детей: 

    «Не знаю, что ему приснилось»;

    «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»;

     «Один страшный фильм ужасов»;

    «Ему приснился страшный зверь»;

     «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т.д.  

    Ответы, на которые следует обратить внимание:

    «Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»;

     «Ему приснилось, что он умер»;

    «Его забрали незнакомые люди»;

    «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.

    Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, которые уже озвучивались в предыдущих сказках, то, вероятно, мы имеем дело с тревожным сигналом, свидетельствующем  о нервной и физической ослабленности ребенка.  Страхи сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления, в этом случае, ребенку необходима  профессиональная помощь психолога.

     

    Материал подготовлен И.А. Пермяковой,

    педагогом-психологом Центра

    Вернуться к списку