Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится одним из способов диагностики на выявление страхов у детей 7-12 лет. Специалист использует его в индивидуальной работе с детьми.
Тест «Сказка» (для детей 7-12 лет).
Цель: выявить страхи ребенка, помочь разобраться с причинами их появления; оценить уровень развитияэмоционально-волевой сферы ребенка.
Правила проведения теста. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.
Вы рассказываете ребенку сказку, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая сказка заканчивается вопросом, обращенным к ребенку:
- Продолжи придуманную мною сказку, первым пришедшим тебе в голову ответом.
Советы по проведению теста.
Обратите внимание на тон голоса ребенка, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов.
Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами: в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.
Психолог Луиза Дюсс фиксирует следующие признаки патологической реакции на тест (нетипичные реакции ребенка):
- просьба прервать рассказ;
- стремление перебить рассказчика;
- предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
- торопливые и поспешные ответы;
- изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
- отказ отвечать на вопрос;
- возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала.
Все это своеобразные сигналы какой-то психологической травмы.
При проявлении подобных признаков необходимо обратиться к специалисту, так как в этом случае «можно говорить об определенном душевном расстройстве».
Признак хорошего психологического здоровья ребенка - ребенок, слушая сказку, дает волю своим чувствам, в том числе природной агрессивности.
Сказка «Страх».
Цель: Выявить наличие страхов у ребенка.
«Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!»»
Вопрос: Чего он боится?
Обычные ответы детей:
«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»;
«Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»;
«Боится темноты»;
«Боится собаки»;
«Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.
Ответы, которые требуют внимания:
«Боится, что его украдут»;
«Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»;
«Боится, что его оставят одного»;
«Боится дьявола»;
«Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»;
«Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.
Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.
Сказка «Новость».
Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
«Один мальчик (девочка) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что».
Вопрос: Что именно хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы детей:
«Сегодня к нам придут гости»;
«Вечером мы пойдем к бабушке»;
«Папа принес тебе щенка»;
«По радио объявили, что будет гроза»;
«Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»;
«Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
«Кто-то умер»;
«Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»;
«Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа»;
«Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»;
«Папа пришел домой пьяный и ударил маму»;
«Завтра его поведут к врачу»;
«Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т.д.
Сказка «Дурной сон».
Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.
«Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Вопрос: Что увидела во сне девочка?
Типичные нормальные ответы детей:
«Не знаю, что ему приснилось»;
«Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»;
«Один страшный фильм ужасов»;
«Ему приснился страшный зверь»;
«Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
«Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»;
«Ему приснилось, что он умер»;
«Его забрали незнакомые люди»;
«Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.
Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, которые уже озвучивались в предыдущих сказках, то, вероятно, мы имеем дело с тревожным сигналом, свидетельствующем о нервной и физической ослабленности ребенка. Страхи сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления, в этом случае, ребенку необходима профессиональная помощь психолога.
Материал подготовлен И.А. Пермяковой,
педагогом-психологом Центра
← Вернуться к списку