• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Проработка негативных эмоций в работе с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения.

    Методические разработки для специалистов Центра

    18.03.2022

    Проработка негативных эмоций в работе с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения.

    В своей работе столкнулась с тем, что часто испытываю затруднения в проработке негативных эмоций ребенка, пострадавшего от сексуального насилия, особенно, если он испытывает чувство вины. Начала искать практический материал по данному вопросу. Некоторые упражнения я уже апробировала, хочу поделиться своим опытом с коллегами.

    Упражнение  «Путешествие в мрачную страну».

    Это упражнение предназначено для диагностики депрессивных состояний и их коррекции.

    Обычно я начинаю с этого упражнения в самом начале работы, для выявления негативных эмоций и того, что связано с ними. Прошу дать имя или назвать, то существо, которое видит ребенок. По окончании можно попросить нарисовать  как оно выглядело  до колдовства и после.

    Инструкция. Представьте, что вы в компании добрых и веселых друзей пошли в поход в мрачную страну. В этой стране все мрачное, все, что вы встречаете на своем пути. Вот вы увидели какой-то мрачный объект или мрачное живое существо, вы с веселыми друзьями окружаете его со всех сторон и осматриваете его. Может быть, вы захотите поговорить с ним или что-то сделать. Каким-то образом вы должны его расколдовать. Дальше вы поступите также с другим объектом или существом и так далее, пока вся страна не изменится и не станет радостной и счастливой страной.

    Если вы столкнетесь с трудностями, то запомните их, а потом мы их обсудим.

    На упражнение отводится 10 минут.

    Достигаемый результат: Ребенок имеет возможность осознать и проговорить свои негативные эмоции, визуализировать их в образе чего-то,  а затем трансформировать в более приятный для себя объект. В процессе упражнения  снижается напряженность,  на уровень сознания выводится то, что тревожит ребенка в настоящий момент, ребенок  получает возможность  преобразовать его, т.е. учится управлять своим состоянием.

    Упражнение  «Чувство вины».

    Чувство вины часто совершенно не обосновано, но человек продолжает «ее нести», считая, что это побуждает его становиться лучше. На самом деле ничего позитивного с ним не происходит, он только отравляет жизнь себе и другим, но упорно продолжает наказывать себя, не меняясь, и, разрушая себя.

    Цель: Отделение вины от образа «Я», обучение техникам избавления от деструктивного чувства, восстановлению здорового эмоционального состояния.

    Инструкция: Представьте перед собой человека, который в чем-то винит себя. Как он выглядит, что он делает, о чем думает? Поговорите мысленно с ним и постарайтесь помочь ему простить себя, перестать себя наказывать. Получает ли он выгоду от своего чувства вины? Как долго он собирается нести его? Раскаивается ли он в том, за что несет вину? Можно ли что-то исправить и нужно ли? Собирается ли он и дальше продолжать делать то, за что себя винит? Если нет, то согласен ли он, что всем будет лучше, если он отпустит свое чувство вины и вернет чувство самоуважения? Представьте, на что похожи чувство вины и чувство самоуважения. Произведите замену, пусть он отпустит вину и примет самоуважение.

    Как ты теперь себя чувствуешь?

    Как изменится его жизнь?

    А как чувствуете себя вы?

    Время упражнения 5 минут.

    Достигаемый результат: в процессе выполнения ребенок получает возможность осознать это чувство, приходит сам к выводу о том, насколько нужно ему это чувство, помогает оно или мешает жить, учится «отпускать»  чувство вины, принять себя, чем помогает повысить уровень самоуважения

    Упражнение «Моя доля вины».

    Инструкция: Нарисуй круг. Раздели его на части, так чтобы показать, кто и насколько виноват в том, что случилось с тобой. Одну часть ты можешь оставить для себя, другую для человека, который совершил насилие, остальные части можешь отдать людям, которые, как ты думаешь, отвечают за то, что с тобой произошло. Делай эти части большими или маленькими, как ты захочешь: чем больше человек виноват в случившемся, тем больше ему достается часть. Каждую часть круга раскрась цветом, каким захочешь.

    Практика показывает, что большинство детей обычно считают, что они сами виноваты в случившемся, или «приписывают» себе большую часть вины. Важно прояснить, по какой причине они так думают. Младшим школьникам можно предложить список причин и попросить выбрать из него три самые подходящие для них, а старшие - сами находят объяснение.

    После этого можно тактично обсудить их аргументы и предложить другие варианты объяснения, для того чтобы минимизировать это чувство.

            Первоначальное распределение                        После  обсуждения

    Достигаемый результат: в ходе обсуждения определяется зона ответственности за произошедшее событие всех его участников, в результате снижается степень вины, извлекаются «уроки», т.е. чему научила данная ситуация, какой опыт приобрел ребенок.

    Материал подготовила  Н.Н.Тюкалова,
    педагог-психолог отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Чайковском

    Вернуться к списку