• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Притча - терапия.

    Методические разработки для специалистов Центра

    14.07.2015

    Притча - терапия.

    Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится одним из способов работы с замещающими родителями. Она использует такую форму работы, как притча - терапия на каждом занятии по образовательной программе «Семейная мастерская» и «Школа Опекунов». Данную притчу  «История-напутствие» (Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия») применяет на групповом занятии «Эмоциональное выгорание» в рамках программы «Семейная мастерская».

    Притча используется как инструмент для вовлечения в общение и обсуждение данной сложной темы, которая тревожит действующего замещающего родителя.

    Притча - терапия позволяет провести занятие более эффективно,  сделать его эмоционально-насыщенным. Участники раскрывают собственные чувства, эмоции и мысли, проецируя их на персонажей притчи, а не на себя; находят  ключ выхода из сложной жизненной ситуации, не прося при этом подсказки психолога.

    Методика работы с притчей.

    Первый этап. 

    Чтение притчи (первый раз притча полностью читается слушателям для осмысления).

    Второй этап.

     Чтение притчи с обсуждением (второй раз притча читается, но с остановками для обсуждения с заданными вопросами).

    - Какова главная мысль этой притчи?

    - Как бы вы назвали притчу?

    "В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, каза­лось, по бесконечной дороге. Он весь был обве­шан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обви­вал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной ве­ревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал напо­ловину гнилую тыкву. Со стонами он продви­гался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на му­чительную усталость".

    - О чём это свидетельствует?

    - Представьте, что может чувствовать путник?

    «В палящую полуденную жару ему повстре­чался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Ска­зав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстре­чался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тя­желые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внима­ние. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в при­дорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестья­нин, возвращавшийся с поля, с удивлением по­смотрел на путника: «О, усталый путник, поче­му ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пу­ти!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние сол­нечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгор­бившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог».

    - Как вы думаете, с чем связано ношение на себе тяжелого груза по притче?

    «Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти посто­ялый двор».

    - Как вы считаете, какие  чувства в конце притчи может испытывать путник?

    - В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?

    - Как может вести себя уважающий себя человек в похожей ситуации?

    Третий этап.

    Рисование ассоциации данной притчи.

    - Как бы вы проиллюстрировали притчу на листе бумаги?

    - Чему нас учит данная притча?

    - Какую родительскую установку (напутствие) сказали бы своему воспитаннику?

     

    Вернуться к списку