Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится одним из способов работы с замещающими родителями. Она использует такую форму работы, как притча - терапия на каждом занятии по образовательной программе «Семейная мастерская» и «Школа Опекунов». Данную притчу «История-напутствие» (Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия») применяет на групповом занятии «Эмоциональное выгорание» в рамках программы «Семейная мастерская».
Притча используется как инструмент для вовлечения в общение и обсуждение данной сложной темы, которая тревожит действующего замещающего родителя.
Притча - терапия позволяет провести занятие более эффективно, сделать его эмоционально-насыщенным. Участники раскрывают собственные чувства, эмоции и мысли, проецируя их на персонажей притчи, а не на себя; находят ключ выхода из сложной жизненной ситуации, не прося при этом подсказки психолога.
Методика работы с притчей.
Первый этап.
Чтение притчи (первый раз притча полностью читается слушателям для осмысления).
Второй этап.
Чтение притчи с обсуждением (второй раз притча читается, но с остановками для обсуждения с заданными вопросами).
- Какова главная мысль этой притчи?
- Как бы вы назвали притчу?
"В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость".
- О чём это свидетельствует?
- Представьте, что может чувствовать путник?
«В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог».
- Как вы думаете, с чем связано ношение на себе тяжелого груза по притче?
«Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор».
- Как вы считаете, какие чувства в конце притчи может испытывать путник?
- В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
- Как может вести себя уважающий себя человек в похожей ситуации?
Третий этап.
Рисование ассоциации данной притчи.
- Как бы вы проиллюстрировали притчу на листе бумаги?
- Чему нас учит данная притча?
- Какую родительскую установку (напутствие) сказали бы своему воспитаннику?
← Вернуться к списку