Методические разработки для специалистов Центра
17.01.2022 Практическая работа после просмотра учебного фильма «Ранние отношения» (из опыта работы педагога-психолога ГБУДО ПК ЦППМСС Е.И.Шишкиной).
При рассмотрении темы «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка» в рамках образовательной программы «Школа опекунов» использую просмотр фильма «Ранние отношения». Для проведения анализа фильма предлагаю практическое задание, которое более полно дает осознать кандидатам в замещающие родители значимость установления отношений привязанности ребенком со значимым взрослым на примере конкретных детских историй, а также влияния депривации на формирование личности ребенка.
Практическое задание по теме «Привязанность. Депривация»
Работа проводится индивидуально или в групповом формате.
Инструкция для просмотра фильма: В ходе просмотра отслеживайте свои чувства. После просмотра ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы.
Вопросы к фильму «Ранние отношения и развитие ребенка»
Фильм дает представление об особенностях развития детей в раннем возрасте на примере нескольких историй детей, попавших в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, по разным причинам и в разном возрасте:
Ваня – 4 месяца, в доме ребенка с 4-х недель
Рома – 11 месяцев, отказник из родильного дома
Фая – 1год и 1 месяц, первые 8 месяцев жизни провела в семье
Алеша – 2.5 года, первый год жизни провел с мамой
- Опишите те чувства, которые вызвал у Вас этот фильм:
______________________________________________________________________
- Как вы поняли из сюжета фильма, что, прежде всего, необходимо ребенку для полноценного развития в первые годы жизни?
______________________________________________________________________
- С чем связано отставание в развитии у ребенка из учреждения?
______________________________________________________________________
- Какие особенности поведения наблюдаются у каждого из этих детей: (впишите имя ребенка):
- активный ребенок, хорошо развивается. Протестует, привлекает внимание любой ценой, провоцирует, что является потребностью во внимании к себе ( _____________ )
- активнее других детей исследует пространство, играет, умеет привлечь внимание взрослого, добивается желаемого ( _____________ )
- не ищет контакта с людьми, больше интересуется предметами, чем людьми. Не требует внимания к себе, мало плачет, пассивный. Не знает, как общаться с людьми, поэтому ничему не может у них научиться. ( _____________) активно ищет контакт со взрослым, внимательно следит за взрослым, имитирует его действия, умеет находиться в диалоге со взрослым, играть, но постепенно теряет эти навыки, перестает стремиться к общению с другими людьми, интерес к людям и окружающему миру постепенно пропадает т.к. нет постоянного значимого объекта.
( _________________ )
5. Как можно определить особенности формирования привязанности у каждого из этих детей?
(впишите имя ребенка)
- отсутствует формирование привязанности ( ______________ )
- формируется устойчивая привязанность ( ______________ )
- формируется амбивалентная привязанность ( ________________ )
- переживается потеря привязанности ( _______________ )
6. Чем вызвано отставание в развитии Ромы?
- отсутствием занятий
- отсутствием хороших игрушек
- плохим эмоциональным состоянием
- отсутствием взрослого, к которому ребенок привязан
7. Что позволило Ване сформировать привязанность к маме?
- ежедневные регулярные посещения ребенка, стабильность отношений
- ласковое отношение к ребенку
- ношение ребенка на руках
- рассказывание сказок ребенку
8. Чем вызваны такие поведенческие особенности детей как: сосание пальца, сосание руки, раскачивание тела, раскачивание головы, другие формы самостимуляции?
- психическим заболеванием
- возрастными особенностями
- дурной привычкой
- потребностью самоуспокоения в условиях депривации
- плохим воспитанием
9. Какие проявления последствий депривации у детей, живущих в детском учреждении, вы увидели?
←
Вернуться к списку