• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » План проведения занятия

    Методические разработки для специалистов Центра

    16.06.2015

    План проведения занятия

    В нашем  Центре работают  замечательные специалисты  с большим опытом работы  по проблемам детей-сирот. Одна из них Колышкина Татьяна  Валерьевна, специалист по социальной работе Карагайского отделения. В декабре 2014 года она провела мастер-класс, где поделилась  с коллегами  своим опытом  проведения занятий  для замещающих родителей.

     

     

     

    Тема: Проблемы воспитания и развития ребенка в опекунской семье.

    Цель занятия: Содействовие в выстраивании конструктивной модели семейного воспитания;

    Задачи:

    - расширить представления у принимающих родителей  о   стилях воспитания;

    - помочь осознать свой стиль  воспитания детей;

    - обучить приемам и методам выстраивания конструктивного взаимодействия с детьми разного возраста. 

    Ход занятия:

    1.  Упражнеие - приветствие – «Давайте поздороваемся».

    Цель: настройка на работу, погружение в тему.

    Инструкция для выполнения упражнения: встаем и называем свое тренинговое имя.Затем проходим по кругу и здороваемся с каждым участником, не забывая обращаться к партнеру по имени. Окончив движение по кругу, внимательно посмотрите друг на друга: со всеми вы поздоровались? как настроение? как вы себя чувствуете? можем ли мы приступать к работе?

    2. Работа в микро-группах (или индивидуальная) по карточкам с описанием  стилей воспитания.

    Инструкция: Вы получили карточку, в которой описан стиль воспитания, Ваша задача прочитать и определить сильные и слабые стороны данного стиля.

    Работа по карточкам. Обсуждение.

    Содержание карточек:

    №1. Авторитарный стиль.

    -Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

    -Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.

    В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее сильные, активные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

    №2. Попустительский стиль.

    -Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

    -В семьях с таким воспитанием родители заняты решением своих проблем, их не интересует, чем занят ребенок, какие у него потребности, интересы, проблемы.

    -У детей строится жизнь по принципу главенства желания, ребенок не научается себя контролировать.

    -Родители поощряют личностную самостоятельность и ответственность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

    -Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.

    -Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запретам.

    №3. Демократический стиль.

    -Родители поощряют личностную самостоятельность и ответственность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

    -Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.

    -Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запретам.

    №4. Опекающий стиль.

    -Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.

    -Родители бдительно, следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может произойти.

    -Это как в стихотворении про мальчика,  которого растили  «как мимозу в зоологическом саду».

    - Родители относятся к взрослеющему ребенку, как маленькому.

    №5. Хаотический стиль.

    -Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

    -Не предсказуемость родительских реакций, нет стабильности и упорядоченности окружающего мира.

    3. Упражнение - разминка «Как мы знаем наших детей».

    Инструкция для выполнения: Нужно поменяться  местами тем, кто выполнял такие действия в своей семье. нимательно смотрим глазами друг на друга, слушаем ведущего и пересаживаемся:

    -Кто сегодня утром сказал ребенку, теплые, добрые слова…

    -Кто поцеловал сегодня утром своего ребенка…

    -Кто вчера вечером перед сном прочитал сказку своему ребенку…

    -У кого ребенок не любит варенный лук..

    -Кто знает сколько сегодня уроков у вашего ребенка..

    -Кто знает какие кружки посещает ваш ребенок…

    -Кто знает рост своего ребенка…

    -Кто знает друзей своего ребенка…

    и  т.д.

    Как вы себя чувствуете? Как ваше настроение сейчас?

    4. Упражнение: «Скульптура семьи с ребенком»

    Инструкция для выполнения: изобразите в виде скульптуры семью с тем стилем воспитания , который вам будет назван: авторитарный, попустительский, опекающий, демократический, хаотический.

    Создание скульптур, просмотр и обсуждение.

    -как меняется скульптура с изменениями стилей…

    -как чувствует себя взрослый?

    -как чувствует себя ребенок?

    Таким образом, у детей,  воспитывающихся в семье с преобладанием одного из этих стилей воспитания, не формируется как раз те качества, которые помогут сделать их жизнь социально адаптированной и уберечь от многих неприятностей в жизни. Поэтому в нашей жизни для ребенка  важны  и тепло, строгость, разрешения и запреты.

    5. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

    Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

    -Какие мысли возникли в ходе сегодняшнего занятия?

    -Чем хотелось бы поделиться с участниками?

    -Что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)?

    -Ваши пожелания себе самому, ведущему.

    Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня…»

     

    Вернуться к списку