В нашем Центре работают замечательные специалисты с большим опытом работы по проблемам детей-сирот. Одна из них Колышкина Татьяна Валерьевна, специалист по социальной работе Карагайского отделения. В декабре 2014 года она провела мастер-класс, где поделилась с коллегами своим опытом проведения занятий для замещающих родителей.
Тема: Проблемы воспитания и развития ребенка в опекунской семье.
Цель занятия: Содействовие в выстраивании конструктивной модели семейного воспитания;
Задачи:
- расширить представления у принимающих родителей о стилях воспитания;
- помочь осознать свой стиль воспитания детей;
- обучить приемам и методам выстраивания конструктивного взаимодействия с детьми разного возраста.
Ход занятия:
1. Упражнеие - приветствие – «Давайте поздороваемся».
Цель: настройка на работу, погружение в тему.
Инструкция для выполнения упражнения: встаем и называем свое тренинговое имя.Затем проходим по кругу и здороваемся с каждым участником, не забывая обращаться к партнеру по имени. Окончив движение по кругу, внимательно посмотрите друг на друга: со всеми вы поздоровались? как настроение? как вы себя чувствуете? можем ли мы приступать к работе?
2. Работа в микро-группах (или индивидуальная) по карточкам с описанием стилей воспитания.
Инструкция: Вы получили карточку, в которой описан стиль воспитания, Ваша задача прочитать и определить сильные и слабые стороны данного стиля.
Работа по карточкам. Обсуждение.
Содержание карточек:
№1. Авторитарный стиль.
-Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
-Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.
В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее сильные, активные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
№2. Попустительский стиль.
-Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
-В семьях с таким воспитанием родители заняты решением своих проблем, их не интересует, чем занят ребенок, какие у него потребности, интересы, проблемы.
-У детей строится жизнь по принципу главенства желания, ребенок не научается себя контролировать.
-Родители поощряют личностную самостоятельность и ответственность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
-Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.
-Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запретам.
№3. Демократический стиль.
-Родители поощряют личностную самостоятельность и ответственность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
-Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.
-Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запретам.
№4. Опекающий стиль.
-Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы.
-Родители бдительно, следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может произойти.
-Это как в стихотворении про мальчика, которого растили «как мимозу в зоологическом саду».
- Родители относятся к взрослеющему ребенку, как маленькому.
№5. Хаотический стиль.
-Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
-Не предсказуемость родительских реакций, нет стабильности и упорядоченности окружающего мира.
3. Упражнение - разминка «Как мы знаем наших детей».
Инструкция для выполнения: Нужно поменяться местами тем, кто выполнял такие действия в своей семье. нимательно смотрим глазами друг на друга, слушаем ведущего и пересаживаемся:
-Кто сегодня утром сказал ребенку, теплые, добрые слова…
-Кто поцеловал сегодня утром своего ребенка…
-Кто вчера вечером перед сном прочитал сказку своему ребенку…
-У кого ребенок не любит варенный лук..
-Кто знает сколько сегодня уроков у вашего ребенка..
-Кто знает какие кружки посещает ваш ребенок…
-Кто знает рост своего ребенка…
-Кто знает друзей своего ребенка…
и т.д.
Как вы себя чувствуете? Как ваше настроение сейчас?
4. Упражнение: «Скульптура семьи с ребенком»
Инструкция для выполнения: изобразите в виде скульптуры семью с тем стилем воспитания , который вам будет назван: авторитарный, попустительский, опекающий, демократический, хаотический.
Создание скульптур, просмотр и обсуждение.
-как меняется скульптура с изменениями стилей…
-как чувствует себя взрослый?
-как чувствует себя ребенок?
Таким образом, у детей, воспитывающихся в семье с преобладанием одного из этих стилей воспитания, не формируется как раз те качества, которые помогут сделать их жизнь социально адаптированной и уберечь от многих неприятностей в жизни. Поэтому в нашей жизни для ребенка важны и тепло, строгость, разрешения и запреты.
5. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
-Какие мысли возникли в ходе сегодняшнего занятия?
-Чем хотелось бы поделиться с участниками?
-Что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)?
-Ваши пожелания себе самому, ведущему.
Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня…»
← Вернуться к списку