(Письмо подростка родителям).
«Главное в детстве — это ощущение счастья,
и к отметкам оно не имеет отношения».
А. Толоконин, врач-психотерапевт, канд. мед.наук.
Рассуждая о доверии и контроле по отношению к подросткам, предъявлении им справедливых требований, родители очень часто теряют чувство меры и целесообразности.
Данное упражнение используется на занятиях с замещающими родителями в работе над темой «Детско-родительские отношения» в рамках реализации модуля образовательной программы «Семейная мастерская» - «Подросток в замещающей семье».
Совместно со слушателями разбираем содержание письма подростка. Обсуждаем, что современные школьники оказались в незавидном положении – им все сложнее утаить плохую оценку от родителей, которую те неизбежно увидят в электронном дневнике. За плохие отметки одни ругают детей, другие – педагога, но в любом случае контроль и недовольство оценками влияют на здоровье и успеваемость детей. А также могут нанести серьезный вред детской психике и разрушить доверие в отношениях с родителями.
Цель данного упражнения – помочь замещающим родителям сформировать объективно-спокойное отношение к проблемам школьной успеваемости подростков, помочь выстроить ценностные ориентиры.
Был последний учебный день. Мать, проходя мимо комнаты сына, увидела, что всё убрано и даже застелена постель. Казалось, сын собрал свои вещи и уехал. Подозрения матери усилились, когда она заметила письмо на пустом столе. На нем рукой сына было выведено «Родителям». Дрожащими руками женщина открыла конверт и прочитала:
«Дорогие родители!
Вынужден письменно сообщить, что мне пришлось уйти из дому вместе с моей новой девушкой, так как я знал, что вы устроите скандал. Я её очень люблю. Но я знал, что вы не одобрите наши отношения из-за ее пирсинга, татуировок, байкерской одежды и того, что она намного старше меня. Но дело не только в чувствах. Она беременна.
Её зовут Света. Она уверена, что мы будем счастливы вместе. Ведь у неё есть домик за городом и целая куча дров, которой хватит на всю зиму. Мы мечтаем завести много детей. Света открыла мне глаза на тот факт, что марихуана на самом деле не так уж и вредна. Мы планируем выращивать ее для себя и продавать другим, чтобы у нас хватало денег на кокаин – он тоже безвреден в умеренных дозах. А тем временем мы будем молиться о том, чтобы было найдено лекарство от СПИДа, потому что надо вылечить Свету – она этого заслуживает!
Не волнуйтесь, мне уже 15, я сумею о себе позаботиться. Однажды мы придем в гости, чтобы познакомить вас с внуками.
С любовью, ваш сын Коля.
P.S. Мама, папа, я все это выдумал. Я у Макса. Просто хотел напомнить вам, что есть вещи и похуже, чем плохие оценки в школьном табеле (он на кухонном столе). Позвоните, когда можно будет вернуться! Люблю вас!»
При обсуждении родители делятся своими чувствами и эмоциями. Рассуждают о том, что влияет на доверительные отношения с взрослеющими детьми. Постепенно приходит осознание, что плохие оценки это не самое страшное, что может случится с их ребенком. Обучение — это сложный процесс, в котором родители должны помогать своему ребенку, поддерживать его, но не делать успеваемость ребенка в школе главным мерилом его успешности в жизни. Подросток должен быть уверен, что родители любят и ценят его в любой ситуации, вне зависимости от полученных в школе оценок.
Из опыта работы М.В.Лунеговой,
педагога-психолога отделения ГБУ ДО ПК «ЦППМСС» в г. Кунгуре.