Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится опытом работы с кандидатами в замещающие родители (усыновителями) по проблеме информирования приемного ребенка об истории его появления в семье, выстраивания отношений с его кровными родственниками. В данном случае специалист считает очень эффективным использование такого психотерапевтического метода как сказкотерапия.
Задача специалиста состоит в том, чтобы сформировать у замещающих родителей психологическую готовность ответить на вопрос ребенка о его происхождении и появлении в этой семье.
Оборудование: аудиозапись сказки «Снегурочка», набор карандашей и бумага для рисования.
Инструкция по проведению занятия: «Прослушивая сказку, Вы можете начать рисовать в любой удобный момент, когда почувствуете желание идущее изнутри. Если такого желания не возникает, и образы не появляются, просто возьмите карандаш и доверьте Вашей руке рисовать самые замысловатые фигуры. Помните: не бывает неправильных рисунков».
Сказка «Снегурочка»:
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь, a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт - заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- А что с тобой, дочка? - спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:
- Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черёд за подружками.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади, простонало что-то жалобно: "Ау!" Обернулись они, а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
- Ау-ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу откликнулось...»
Варианты вопросов для слушателей:
Для подведения итогов разговору с будущими приемными родителями:
Педагог приводит возможные варианты ответов на данный вопрос:
- для формирования семейной идентичности, подтвердить принадлежность к своему роду через материальные доказательства семейной жизни (альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, какие-либо вещи, передающиеся по наследству);
- для формирования личной идентичности (позитивному либо негативному представлению о себе). Важно, например, увидеть ребенку фотографию кровной мамы, узнать, что она была красивая, что ему достались ее волосы или глаза;
- для принятия себя, своей индивидуальности, права быть отличным от вас;
- зная семейные тайны, историю жизни в кровной семье можно предостеречь ребенка от опасностей, связанных с предрасположенностью его биологических родителей к разным заболеваниям, вредным привычкам, сказав ему: «Будь осторожен, это для тебя опасно».
По заключению известного психолога Берта Хелингера дети всегда должны знать правду о том, кто их биологические родители. Именно тогда создаются оптимальные условия для свободного течения энергии любви в замещающей семье. Именно тогда принятый в семью ребенок будет свободен в своем жизненном выборе и способен сам нести ответственность за свою жизнь.
← Вернуться к списку