• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Нужно ли знать детям об их биологических родителях (рекомендации педагога-психолога)

    Методические разработки для специалистов Центра

    01.03.2016

    Нужно ли знать детям об их биологических родителях (рекомендации педагога-психолога)

    Педагог-психолог Центра Пермякова Ирина Аркадьевна делится опытом работы с кандидатами в замещающие родители (усыновителями) по проблеме информирования приемного ребенка об истории его появления в семье,  выстраивания отношений с его кровными родственниками. В данном случае специалист  считает очень эффективным использование такого психотерапевтического метода как  сказкотерапия.

    Задача специалиста состоит в том, чтобы сформировать у замещающих родителей психологическую готовность ответить на вопрос  ребенка о его происхождении и  появлении в этой семье.

    Оборудование: аудиозапись сказки «Снегурочка», набор карандашей и бумага для рисования.

    Инструкция по проведению занятия: «Прослушивая  сказку,  Вы можете начать рисовать в любой удобный момент, когда почувствуете желание идущее изнутри. Если такого желания не возникает, и образы не появляются, просто возьмите карандаш и доверьте Вашей руке рисовать самые замысловатые фигуры. Помните: не бывает неправильных рисунков».

    Сказка «Снегурочка»:

    «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.

    - А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

    - Давай, - говорит старуха.

    Надел старик шапку, вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

    Глядь, a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

    Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

    И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

    Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт - заслушаешься.

    Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.

    - А что с тобой, дочка? - спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?

    - Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

    Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

    А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.

    Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

    За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

    - Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

    Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:

    - Пойди, дочка, повеселись с подружками!

    Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

    А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

    Побежала она в свой черёд за подружками.

    Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади,  простонало что-то жалобно: "Ау!" Обернулись они,  а Снегурочки нет.

    Стали они кликать её:

    - Ау-ау, Снегурушка!

    Только эхо им в лесу откликнулось...»

    Варианты вопросов для слушателей:

     

    Для подведения итогов разговору с будущими приемными родителями:

    Педагог приводит возможные варианты ответов на данный вопрос:

    - для формирования семейной идентичности, подтвердить принадлежность к своему роду через материальные доказательства семейной жизни (альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, какие-либо вещи, передающиеся по наследству);

    - для формирования личной идентичности (позитивному либо негативному представлению о себе). Важно, например, увидеть ребенку фотографию кровной мамы, узнать, что она была красивая, что ему достались ее волосы или глаза;

    - для  принятия себя,  своей  индивидуальности, права быть отличным от вас;

    - зная семейные тайны,  историю жизни в кровной семье  можно предостеречь ребенка от опасностей, связанных с  предрасположенностью его биологических родителей к разным заболеваниям, вредным привычкам, сказав ему: «Будь осторожен, это для тебя опасно».

    По заключению известного психолога  Берта Хелингера  дети всегда должны знать правду о том, кто их биологические родители. Именно тогда создаются оптимальные условия для свободного течения энергии любви в замещающей семье. Именно тогда принятый в семью ребенок будет свободен в своем жизненном выборе и способен сам нести ответственность за свою жизнь.

     

    Вернуться к списку