• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Методика формирования «осознанного родительства»

    Методические разработки для специалистов Центра

    26.09.2017

    Методика формирования «осознанного родительства»

    Вопросник для родителей «Эффективное родительство – родительство осознанное» используется специалистом Центра на занятиях по теме  «Детско-родительские отношения» в рамках образовательной программы для действующих замещающих родителей «Семейная мастерская», в т.ч.  при реализации дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье».  

    Задача специалиста состоит в том, чтобы создать условия для осознания слушателями основополагающего принципа эффективного осознанного родительства: не стоит принимать те или иные педагогические постулаты на веру, но при этом пытаться осознать их разумом и  прочувствовать сердцем применительно к своему ребенку.

    Для  эффективного осознанного родительства важно иметь представление по следующим позициям:

    • Что я знаю о себе как личности, как человеке? Как мои качества, умения, знания влияют и могут повлиять на воспитание приемных детей?

    • Что я знаю о своем ребенке? Каковы особенности его физического и психологического развития? Каковы особенности его возраста? Кто он как личность?

    • Что я должен уметь, какими знаниями обладать, чтобы быть осознанным родителем? Что есть в моем арсенале воспитательных, развивающих, обучающих родительских средств?

    Знание о СЕБЕ и о  ВОСПИТАННИКЕ – основа для осознанного воспитания, условие для того, чтобы ощущать себя родителем-лидером. Задание, которое предстоит выполнить, - поиск ответов на предложенные вопросы.

    Родительская анкета выдается слушателям  как «домашнее задание», которое станет основой для семейной беседы, формирования близости с ребенком, познания его и себя.

    Вопросы для размышления родителям (вопросы для родителей задаются в зависимости от возраста ребенка):

    • Какой цвет любит ваш воспитанник?

    • Любимое время года вашего ребенка?

    • Любимое блюдо вашего ребенка? Любимый напиток?

    • Любимая книга вашего ребенка? Любимая игрушка?

    • Какой стиль музыки близок вашему ребенку?

    • Назовите трех человек, которые наиболее значимы для вашего воспитанника (это могут быть не только члены кровной семьи, но и друзья, ваши родственники, учителя, любые «значимые другие»).

    • С кем из вашей семьи ребенку сложнее всего установить контакт?

    • Любимый учитель вашего ребенка? Любимый воспитатель?

    • О чем ваш воспитанник готов разговаривать с вами?

    • Какие свои качества ваш ребенок считает «слабостями»?

    • В чем особенно проявляются способности вашего воспитанника?

    • Назовите поименно друзей вашего ребенка!

    • Чего ваш воспитанник хочет от жизни? Каковы его устремления?

    • Чему вы готовы поучиться у вашего воспитанника?

    • Считаете ли вы, что ваш воспитанник – человек самостоятельный/зависимый?

    • Какие из семейных ценностей ваш воспитанник «присвоил» себе, с какими из них он не согласен и конфликтует?

    • У вашего воспитанника появились деньги, которые он ДОЛЖЕН потратить. На что он потратит их в первую очередь?

    • Представьте себе, что ваш воспитанник получил возможность выбрать маршрут для ЛЮБОГО путешествия и деньги на осуществление задуманного… Какой маршрут он выберет для себя, куда захочет попасть?

    На занятии  в группе предложить высказаться о проделанной дома работе.

    Вопросы для обсуждения на занятии:

    • Какие чувства вызвал у вас процесс работы над родительской анкетой?

    • Какие эмоции вы испытываете сейчас, когда работа сделана?

    • Насколько вы готовы «подписаться» под собственными ответами?

    •  Что дала вам, как приемному родителю, работа  над  выполнением данного упражнения?

    Предполагаемый результат.

    Слушатели:

    - познают и оценивают себя, анализируют личностные  качества и умения, которые влияют на воспитание приемных детей;

    - проявляют позитивный интерес к своему воспитаннику, его  возрастным  и личностным особенностям;

    - делятся своим жизненным  опытом по взаимодействию с воспитанниками, рассказывая о воспитательных, развивающих, обучающих родительских приемах, методах и средствах?

    Важно помнить, что родительская компетентность и эффективное выполнение родителями обязанностей по уходу, воспитанию, развитию, обучению приемных детей возможно при условии

     

    Материал подготовлен педагогом-психологом

    И.А. Пермяковой

    Вернуться к списку