Вопросник для родителей «Эффективное родительство – родительство осознанное» используется специалистом Центра на занятиях по теме «Детско-родительские отношения» в рамках образовательной программы для действующих замещающих родителей «Семейная мастерская», в т.ч. при реализации дифференцированного модуля «Подросток в замещающей семье».
Задача специалиста состоит в том, чтобы создать условия для осознания слушателями основополагающего принципа эффективного осознанного родительства: не стоит принимать те или иные педагогические постулаты на веру, но при этом пытаться осознать их разумом и прочувствовать сердцем применительно к своему ребенку.
Для эффективного осознанного родительства важно иметь представление по следующим позициям:
• Что я знаю о себе как личности, как человеке? Как мои качества, умения, знания влияют и могут повлиять на воспитание приемных детей?
• Что я знаю о своем ребенке? Каковы особенности его физического и психологического развития? Каковы особенности его возраста? Кто он как личность?
• Что я должен уметь, какими знаниями обладать, чтобы быть осознанным родителем? Что есть в моем арсенале воспитательных, развивающих, обучающих родительских средств?
Знание о СЕБЕ и о ВОСПИТАННИКЕ – основа для осознанного воспитания, условие для того, чтобы ощущать себя родителем-лидером. Задание, которое предстоит выполнить, - поиск ответов на предложенные вопросы.
Родительская анкета выдается слушателям как «домашнее задание», которое станет основой для семейной беседы, формирования близости с ребенком, познания его и себя.
Вопросы для размышления родителям (вопросы для родителей задаются в зависимости от возраста ребенка):
• Какой цвет любит ваш воспитанник?
• Любимое время года вашего ребенка?
• Любимое блюдо вашего ребенка? Любимый напиток?
• Любимая книга вашего ребенка? Любимая игрушка?
• Какой стиль музыки близок вашему ребенку?
• Назовите трех человек, которые наиболее значимы для вашего воспитанника (это могут быть не только члены кровной семьи, но и друзья, ваши родственники, учителя, любые «значимые другие»).
• С кем из вашей семьи ребенку сложнее всего установить контакт?
• Любимый учитель вашего ребенка? Любимый воспитатель?
• О чем ваш воспитанник готов разговаривать с вами?
• Какие свои качества ваш ребенок считает «слабостями»?
• В чем особенно проявляются способности вашего воспитанника?
• Назовите поименно друзей вашего ребенка!
• Чего ваш воспитанник хочет от жизни? Каковы его устремления?
• Чему вы готовы поучиться у вашего воспитанника?
• Считаете ли вы, что ваш воспитанник – человек самостоятельный/зависимый?
• Какие из семейных ценностей ваш воспитанник «присвоил» себе, с какими из них он не согласен и конфликтует?
• У вашего воспитанника появились деньги, которые он ДОЛЖЕН потратить. На что он потратит их в первую очередь?
• Представьте себе, что ваш воспитанник получил возможность выбрать маршрут для ЛЮБОГО путешествия и деньги на осуществление задуманного… Какой маршрут он выберет для себя, куда захочет попасть?
На занятии в группе предложить высказаться о проделанной дома работе.
Вопросы для обсуждения на занятии:
• Какие чувства вызвал у вас процесс работы над родительской анкетой?
• Какие эмоции вы испытываете сейчас, когда работа сделана?
• Насколько вы готовы «подписаться» под собственными ответами?
• Что дала вам, как приемному родителю, работа над выполнением данного упражнения?
Предполагаемый результат.
Слушатели:
- познают и оценивают себя, анализируют личностные качества и умения, которые влияют на воспитание приемных детей;
- проявляют позитивный интерес к своему воспитаннику, его возрастным и личностным особенностям;
- делятся своим жизненным опытом по взаимодействию с воспитанниками, рассказывая о воспитательных, развивающих, обучающих родительских приемах, методах и средствах?
Важно помнить, что родительская компетентность и эффективное выполнение родителями обязанностей по уходу, воспитанию, развитию, обучению приемных детей возможно при условии
Материал подготовлен педагогом-психологом
И.А. Пермяковой
← Вернуться к списку