Материал подготовлен Башкировой И.Г.,
педагогом-психологом отделения с.Карагай
В рамках темы «Детско – родительские отношения» программы «Подросток в замещающей семье» авторская проективная методика Р. Гриценко «Дом» позволяет выявить степень удовлетворения базовых потребностей в семье и наглядно показать родителям первую ступень к изменениям в детско-родительских отношениях.
Цель: анализ родителем семейной ситуации и мотивация к дальнейшей работе по улучшению отношений со своим ребенком.
Задачи:
ПОТРЕБНОСТЬ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Самоактуализация |
Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении) |
Уважение |
Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение. |
Потребность в любви и принадлежности |
Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими. |
Безопасность |
Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач. |
Физиологические потребности |
Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте |
Сейчас мы более детально исследуем эту тему, чтобы понять, какие потребности для ребенка остаются наиболее актуальными и в какой степени они выражены. Вам это в свою очередь поможет скорректировать ваш стиль воспитания и понять, в чем нуждается ваш ребенок больше всего.
Инструкция: Отметьте, в какой степени, по вашему мнению, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 10 – самый высокий. Родители самостоятельно оценивают степень удовлетворения каждой потребности со своей стороны по отношению к своему ребенку. Отмечают на шкалах те значения, которые им больше всего соответствуют.
Анализ состояния дома и «западающих зон»
Всмотритесь в полученную конструкцию вашего домика. С чем ассоциируется у вас ваша «реальная конструкция», которая сейчас перед вами? Какие ассоциации приходят к вам, когда вы смотрите на ваше итоговое изображение?
Фундамент:
Физиологические потребности и безопасность.
Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся?
И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок – это направление развития.
Стены: любовь и уважение.
Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.
Крыша: Самоактуализация.
От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.
Вывод: Полноценность ДОМА символизирует прочность ваших отношений с ребенком. Если дом перекошен, то перекошены и ваши отношения с ребенком.
Пока не укреплен фундамент, нет смысла строить стены. А пока не возведены стены, нет смысла ставить крышу.
Какой дом вы сами хотели бы построить в отношениях с ребенком?
По материалам сайта https://www.b17.ru/psiholog/
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614594062_26-p-domik-na-belom-fone-26.jpg
← Вернуться к списку