• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Метафорический прием «Метод пирамидки»

    Методические разработки для специалистов Центра

    13.05.2019

    Метафорический прием «Метод пирамидки»

    Метафорический прием «Метод пирамидки»

    Работа с метафорой «метод пирамидки» используется на занятиях в рамках образовательных программ Центра по теме «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей».  Применение метафор очень эффективно в работе с родителями. Данный прием используется в качестве средства активизации их ресурсных механизмов.

    Метафора позволяет сделать процесс обучения  эмоционально окрашенным, запоминающимся. Предлагаемый образ – пирамидка - позволяет легко и доступно представить систему развития отношений, в т.ч. детско-родительских.

    Задача
    – сформировать представление о детско-родительских отношениях.

    Материалы:  детская пирамидка из семи колец.

    Инструкция: В основе описываемого приема - обсуждение всех этапов (колец пирамидки) выстраивания детско-родительских отношений. В ходе поэтапной работы родители, отвечая на наводящие вопросы специалиста, постепенно приходят к осознанию необходимости выстраивания отношений Родитель – Ребенок. Отношения между родителями и детьми не могут сложиться сами по себе, над ними надо работать.

    Ход упражнения:

    Родителям предлагается представить отношения с их ребенком как особую «психологическую пирамидку», каждое кольцо которой символизирует определенный этап. Чтобы построить пирамидку из колечек, нужно нанизать их на стержень в определенной последовательности – от самого большого к маленькому и только тогда мы получим «эффект правильной пирамидки».

    Стержнем психологической пирамиды будет процесс взаимодействия между ребенком и взрослым в любом его виде: совместная игра, рисование или лепка, подготовка школьного домашнего задания, наведение чистоты в квартире, приготовление обеда, просмотр мультфильма, обычная прогулка – это может быть абсолютно любое действие, выполняемое вместе с ребенком.

    Каждое кольцо от большего к меньшему обозначает определенные этапы налаживания детско-родительских отношений:

    1. Осознание себя
    2. Осознание собственных чувств
    3. Понимание ребенка
    4. Понимание чувств ребенка
    5. Принятие ребенка
    6. Совместное проживание эмоций
    7. Удовлетворение от общения

    - Давайте разберем каждое колечко «психологической пирамидки» в отдельности.

    1. Осознание себя

    Базисом пирамидки или основанием налаживания отношений является понимание своего собственного «Я», осознание своих ролей: вы –  родитель, вы – личность, а ещё внутри вас живет «внутренний ребенок».

    Для встречи со своим «Я-ребенком» вспомните свое детство. Что вас радовало, а что разочаровывало, когда вы были ребенком? Чем вам было интересно заниматься, а что вызывало скуку? Какие страхи вы испытывали?

    Вспомните все установки во взаимоотношениях родителей и детей, которые были и есть в вашей семье. Чему учили вас родители? А какие установки вы сейчас стремитесь передать своим детям?

    Осознание себя – фундамент, на котором строятся добрые отношения с ребенком.

    Осознайте свою личность. Ответьте на следующие вопросы:

    Понимание собственного «Я» имеет огромное значение, ведь все эти аспекты непосредственно влияют на процесс общения между родителями и ребенком, и формируют определенную направленность ваших действий.

    2. Осознание собственных чувств

    Осознание собственных чувств  помогает  лучше понять себя и проанализировать свое отношение к собственному ребенку, но и научит контролировать эти чувства, переживать их, справляться с ними.  Если родитель в любой жизненной ситуации способен признаться себе в своих чувствах, ребенок, смотря на вас, научится делать то же самое.

    Если родитель осознает свои чувства, умеете их контролировать, то второе кольцо «психологической пирамидки» успешно нанизывается на стержень.

    3. Понимание ребенка

    Под этим «кольцом» воспринимаются возрастные особенности развития ребенка, его потребности, желания, интересы и способности. Родителям  задаются вопросы:

    Если они смогли ответить на все вопросы, то и это колечко нанизывается  на стержень «психологической пирамидки».

    4. Понимание чувств ребенка

    Понимание чувств и эмоций своего ребенка – важное условие для налаживания взаимоотношений с ним. Контроль его деятельности  и  направление в нужное русло можно осуществлять, только понимая, что чувствует ребенок в тот или иной момент.

    Научить ребенка не скрывать свои чувства, выражать их, проживать их в полной мере и направлять их эмоциональную энергию в любую деятельность, чтобы достигнуть поставленных целей, не причиняя при этом вреда себе. Нанизываем на пирамиду четвертое колечко.

    5. Принятие ребенка

    Надеть на стержень пирамиды взаимоотношений пятое кольцо очень легко и одновременно сложно. Родителям необходимо принять своего ребенка таким, какой он есть, вместе со всеми его достоинствами и – что сложнее – его недостатками. Борясь с недостатками ребенка через упрек, критику исправляя его, у него повышается тревожность и снижается самооценка. В результате родители подсознательно сообщают ему, что мир не безопасен, что существует множество ситуаций, с которыми он может не справиться.

    6. Совместное проживание эмоций

    Шестое колечко – одно из самых важных, чтобы с ним справиться, родителям важно осознать, что в основе любой деятельности всегда лежат эмоции. Именно под их влиянием и взрослый, и ребенок совершает те или иные поступки. Необходимо проживать вместе с ребенком все его эмоции, разделять  радости и переживания и тогда он не только научится справляться со всеми своими чувствами, но и почувствует безопасность своего положения в данной ситуации. Это бесценный опыт для двоих: родителя и ребенка.

    7. Удовлетворение от общения

    Самое верхнее колечко пирамиды – это и есть то, к чему необходимо родителю стремится, наслаждению каждым мгновением общения с ребенком:

    - Во время общения родитель может держаться за руки — если, конечно, ребенок уже не стесняется этого;

    -  Во время общения оставьте нравоучительный тон, говорите доверительным голосом и дайте ребенку понять, что верите в него;

    - Во время свободного общения помогает чувство юмора, умение шутить и веселиться над шутками ребенка.

    Если вы достигнете вершины пирамидки, общение станет для вас с ребенком одинаковой ценностью.

    Данный прием позволяет «достучаться» до сознания родителя, мотивируя их к необходимости выстраивания взаимоотношений с ребенком; делая это не «в лоб», но, подключая эмоциональную сферу, развивая у них сопереживание и эмпатию к чувствам ребенка.   

    Материал подготовлен И.А. Пермяковой

    Вернуться к списку