• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Гендерный подход: особенности полового воспитания приемного ребенка

    Методические разработки для специалистов Центра

    17.04.2018

    Гендерный подход: особенности полового воспитания приемного ребенка

    Социальный педагог Центра Колышкина Татьяна Валерьевна предлагает советы об особенностях полового  воспитания приемных детей. Данный материал используется специалистом на занятиях при реализации образовательной программы «Семейная мастерская». Педагог делится с коллегами опытом работы образовательного учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Аистенок».

    Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение человека, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

    Воспитываем мальчика.

    Годовалый мальчуган – любитель поскандалить,  всегда находит повод, чтобы проявить свое «я», настоять на своем и заставить всех себя слушаться. В этот период формируется характер ребенка, его напор, целеустремленность и самооценка. Не упускайте возможность показать ему свою любовь и заботу. В этом возрасте мальчики нуждаются в ней не меньше, чем девочки, и родительская теплота, объятия и поцелуи нисколько ему не повредят.

    После 3-х лет ребенок отделяет себя от родителей, теперь он психологически самостоятелен и ищет, какую модель поведения избрать. Именно в этом возрасте у мальчиков развивается стремление сотрудничать с мужчинами, быть храбрым в опасностях, предупредительным с женщинами, преданным выбранному делу – словом, таким, как его отец, дедушка, старший брат или ваш друг. Женщине, чтобы заложить рыцарские качества в поведение сына, следует видеть в нем маленького мужчину, а самой выбирать позицию слабого пола.

    Важно, чтобы до трех (а еще  лучше до пяти) лет малыша не разлучали с мамой, чтобы он был на домашнем воспитании. При разлуке, даже временной, у мальчиков возникает очень сильный стресс и ощущение брошенности. В этом возрасте мальчика наказывать НЕЛЬЗЯ. Маме важно в этот период гордиться достижениями сына!

    От 5 до 14 лет - на сцену в качестве главного героя выходит отец, именно он приобретает решающее значение в жизни ребенка. В мальчике в это время просыпается интерес к мужским занятиям: он внезапно может начать драться и бороться, играть в шумные игры, увлекаться оружием, подражать во всем отцу или другому значимому мужчине (важно, чтобы в его окружении оказался достойный пример).

    Если отец игнорирует сына в этот период, у мальчика может резко измениться поведение: он может начать воровать, агрессивно вести себя в школе, проявлять агрессию, грубить – таким образом, он подсознательно привлекает внимание к своим нуждам в руководящей роли наставника-мужчины.

    От 5 до 14 лет – роль мамы совсем иная: контакт с ней важен, она проявляет заботу о сыне,  но ей надо всячески поощрять общение сына с отцом. Мама должна передать отцу полную ответственность за воспитание сына, ни в коем случае ей не надо самой  наказывать мальчика. Когда наказывает женщина, мальчик испытывает огромное унижение и может навсегда затаить на женщин злобу.

    Давать ребенку больше самостоятельности, не помогать, если мальчик не просит сам о помощи; позволять ему совершать ошибки, нарабатывать свой опыт, ни в коем случае не опекать, не трястись над ним «оденься, ты замерзнешь», «что-то ты не весел, что произошло?» и др.

    от 5 до 14 лет – наказание возможно НО:

    - оно должны быть адекватны проступку;

    - оно не должны унижать его как личность;

    - перед наказанием должен состояться «мужской разговор», где в диалоге родитель и ребенок решают, какое наказание он понесет за свой проступок

    - наказывать мальчика может только мужчина!

    Рассмотрим типичную ситуацию:

    «Вы поручили сыну выносить мусор, но проходит неделя, а мусор на месте.

    Чего делать не надо?

    - напоминать каждый день,  контролировать этот процесс.

    - говорить «на тебя ни в чем нельзя положиться»;

    - бить;

    - выносить мусор самостоятельно и больше не поручать никаких дел сыну.

    Что необходимо?

    - сесть с ним и обсудить этот вопрос.

    - вот, смотри, мы с тобой договаривались?

    - ты меня подвел, ты не выполнил свое обещание. И мне теперь трудно будет тебе верить. - как ты сам считаешь, ты поступил хорошо?

    - как ты думаешь, какое наказание ты заслужил? (обычно ребенок, если у него хорошие отношения с родителями, способен сам себе выбрать адекватное наказание, например, «буду мыть посуду сегодня за всеми»)

    - хорошо, после того как ты это сделаешь, на тебе остается обязанность выносить мусор. Давай вместе подумаем, что ты сделаешь для того, чтобы об этом помнить?

    - я напишу на доске объявлений «мусор»...

    - хорошо, меня это устраивает. А что мы будем делать, если в течение трех дней мусор не будет вынесен?

    - тогда вы имеете право не пускать меня в кино две недели...»

    Возраст 14 лет и старше:

    В этом возрасте воспитывать ребенка уже поздно, с ним нужно дружить, и основы этой дружбы должны быть выстроены. В этот период родители пожинают плоды своего воспитания в прошлом.

    Это очень сложный возраст для ребенка – он отчаянно нуждается в поддержке, но при этом отрицает все авторитеты, особенно родительский. В это время на первый план выходят друзья, наставники вне семьи. Именно в этот момент ребенок выбирает, по какому пути он будет идти дальше – по пути наслаждения и разрушения, либо по пути созидания и обучения. И это зависит от того, какое окружение будет у ребенка к этому моменту – сильные духом люди, с которыми он дружит и общается или «местные герои», которые призывают его «быть крутым и все попробовать».

    Это окружение создают родители - с кем они общаются, какие ценности проповедуют сами, все это будет впитывать или отвергать ребенок.

    Формула доверия для отношений с подростком: «Я люблю тебя и приму таким, какой ты есть, и ты всегда можешь найти мою поддержку, чтобы с тобой не произошло».

    Воспитываем девочку: от 3-х до 7-ми.

    В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому: они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию.

    Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным (словесным). Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.

    В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.

    При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.

    Всегда следите за тем, чтобы дочка была чистой. Нужно своевременно и правильно объяснить, что есть такие вещи, которые должны вызывать брезгливость. Учите ее навыкам личной гигиены, пусть первое время результаты будут достигаться неуклюже, спустя какое то время девочка станет полностью самостоятельной и прекрасно понимать — зачем все это нужно. Позже приручите девочку к порядку, уборке в комнате и за собой.

    Научите также девочку проявлять заботу к окружающим, оберегайте ее от плохих привычек взрослых. Только в этот период получится уйти от агрессивности и заложить хорошие черты характера в девочку. Малышка не должна смеяться над слабыми или больными, обрывайте все попытки стать жестокой.

    Половое воспитание нужно закладывать уже в этом возрасте. Девочка должны знать о различиях между представителями сильного и слабого пола. Как ей следует вести себя с мальчиками. Расскажите о правилах этикета и их применении в повседневной жизни.

    Этот возраст — самое время определить девочку в секцию. Пусть это будет гимнастика, плавание или шахматный кружок, главное, чтобы девочка получала удовольствие и развивала свои навыки.

    При этом важно оставлять время для стихийного творчества и отдыха. Не нужно занимать все ее время кружками, малышка будет уставать. То, что Ваш ребенок девочка, не означает, что ее общение должно ограничиваться только мамой. Участие папы в воспитании маленькой девочки более важно на этом возрастном этапе.

    Роль мамы в жизни девочки.

    Любая девочка не только подражает маме, но повторяет ее путь. Какую линию поведения избирает мать, таким путем пойдет дочь. Даже отношение к мужу у нее будет такое, какое было у матери к отцу. Как мама относится к окружающему миру, точно таким его увидит дочь. Роль матери в воспитании дочери колоссальна, поэтому, когда женщина желает счастья своей дочери – она должна сама стать счастливой.

                             

        Материал подготовлен Т.В. Колышкиной,

    социальным педагогом Центра

    Вернуться к списку