Социальный педагог Центра Колышкина Татьяна Валерьевна предлагает советы об особенностях полового воспитания приемных детей. Данный материал используется специалистом на занятиях при реализации образовательной программы «Семейная мастерская». Педагог делится с коллегами опытом работы образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Аистенок».
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение человека, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Воспитываем мальчика.
Годовалый мальчуган – любитель поскандалить, всегда находит повод, чтобы проявить свое «я», настоять на своем и заставить всех себя слушаться. В этот период формируется характер ребенка, его напор, целеустремленность и самооценка. Не упускайте возможность показать ему свою любовь и заботу. В этом возрасте мальчики нуждаются в ней не меньше, чем девочки, и родительская теплота, объятия и поцелуи нисколько ему не повредят.
После 3-х лет ребенок отделяет себя от родителей, теперь он психологически самостоятелен и ищет, какую модель поведения избрать. Именно в этом возрасте у мальчиков развивается стремление сотрудничать с мужчинами, быть храбрым в опасностях, предупредительным с женщинами, преданным выбранному делу – словом, таким, как его отец, дедушка, старший брат или ваш друг. Женщине, чтобы заложить рыцарские качества в поведение сына, следует видеть в нем маленького мужчину, а самой выбирать позицию слабого пола.
Важно, чтобы до трех (а еще лучше до пяти) лет малыша не разлучали с мамой, чтобы он был на домашнем воспитании. При разлуке, даже временной, у мальчиков возникает очень сильный стресс и ощущение брошенности. В этом возрасте мальчика наказывать НЕЛЬЗЯ. Маме важно в этот период гордиться достижениями сына!
От 5 до 14 лет - на сцену в качестве главного героя выходит отец, именно он приобретает решающее значение в жизни ребенка. В мальчике в это время просыпается интерес к мужским занятиям: он внезапно может начать драться и бороться, играть в шумные игры, увлекаться оружием, подражать во всем отцу или другому значимому мужчине (важно, чтобы в его окружении оказался достойный пример).
Если отец игнорирует сына в этот период, у мальчика может резко измениться поведение: он может начать воровать, агрессивно вести себя в школе, проявлять агрессию, грубить – таким образом, он подсознательно привлекает внимание к своим нуждам в руководящей роли наставника-мужчины.
От 5 до 14 лет – роль мамы совсем иная: контакт с ней важен, она проявляет заботу о сыне, но ей надо всячески поощрять общение сына с отцом. Мама должна передать отцу полную ответственность за воспитание сына, ни в коем случае ей не надо самой наказывать мальчика. Когда наказывает женщина, мальчик испытывает огромное унижение и может навсегда затаить на женщин злобу.
Давать ребенку больше самостоятельности, не помогать, если мальчик не просит сам о помощи; позволять ему совершать ошибки, нарабатывать свой опыт, ни в коем случае не опекать, не трястись над ним «оденься, ты замерзнешь», «что-то ты не весел, что произошло?» и др.
от 5 до 14 лет – наказание возможно НО:
- оно должны быть адекватны проступку;
- оно не должны унижать его как личность;
- перед наказанием должен состояться «мужской разговор», где в диалоге родитель и ребенок решают, какое наказание он понесет за свой проступок
- наказывать мальчика может только мужчина!
Рассмотрим типичную ситуацию:
«Вы поручили сыну выносить мусор, но проходит неделя, а мусор на месте.
Чего делать не надо?
- напоминать каждый день, контролировать этот процесс.
- говорить «на тебя ни в чем нельзя положиться»;
- бить;
- выносить мусор самостоятельно и больше не поручать никаких дел сыну.
Что необходимо?
- сесть с ним и обсудить этот вопрос.
- вот, смотри, мы с тобой договаривались?
- ты меня подвел, ты не выполнил свое обещание. И мне теперь трудно будет тебе верить. - как ты сам считаешь, ты поступил хорошо?
- как ты думаешь, какое наказание ты заслужил? (обычно ребенок, если у него хорошие отношения с родителями, способен сам себе выбрать адекватное наказание, например, «буду мыть посуду сегодня за всеми»)
- хорошо, после того как ты это сделаешь, на тебе остается обязанность выносить мусор. Давай вместе подумаем, что ты сделаешь для того, чтобы об этом помнить?
- я напишу на доске объявлений «мусор»...
- хорошо, меня это устраивает. А что мы будем делать, если в течение трех дней мусор не будет вынесен?
- тогда вы имеете право не пускать меня в кино две недели...»
Возраст 14 лет и старше:
В этом возрасте воспитывать ребенка уже поздно, с ним нужно дружить, и основы этой дружбы должны быть выстроены. В этот период родители пожинают плоды своего воспитания в прошлом.
Это очень сложный возраст для ребенка – он отчаянно нуждается в поддержке, но при этом отрицает все авторитеты, особенно родительский. В это время на первый план выходят друзья, наставники вне семьи. Именно в этот момент ребенок выбирает, по какому пути он будет идти дальше – по пути наслаждения и разрушения, либо по пути созидания и обучения. И это зависит от того, какое окружение будет у ребенка к этому моменту – сильные духом люди, с которыми он дружит и общается или «местные герои», которые призывают его «быть крутым и все попробовать».
Это окружение создают родители - с кем они общаются, какие ценности проповедуют сами, все это будет впитывать или отвергать ребенок.
Формула доверия для отношений с подростком: «Я люблю тебя и приму таким, какой ты есть, и ты всегда можешь найти мою поддержку, чтобы с тобой не произошло».
Воспитываем девочку: от 3-х до 7-ми.
В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому: они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию.
Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным (словесным). Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.
В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.
При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.
Всегда следите за тем, чтобы дочка была чистой. Нужно своевременно и правильно объяснить, что есть такие вещи, которые должны вызывать брезгливость. Учите ее навыкам личной гигиены, пусть первое время результаты будут достигаться неуклюже, спустя какое то время девочка станет полностью самостоятельной и прекрасно понимать — зачем все это нужно. Позже приручите девочку к порядку, уборке в комнате и за собой.
Научите также девочку проявлять заботу к окружающим, оберегайте ее от плохих привычек взрослых. Только в этот период получится уйти от агрессивности и заложить хорошие черты характера в девочку. Малышка не должна смеяться над слабыми или больными, обрывайте все попытки стать жестокой.
Половое воспитание нужно закладывать уже в этом возрасте. Девочка должны знать о различиях между представителями сильного и слабого пола. Как ей следует вести себя с мальчиками. Расскажите о правилах этикета и их применении в повседневной жизни.
Этот возраст — самое время определить девочку в секцию. Пусть это будет гимнастика, плавание или шахматный кружок, главное, чтобы девочка получала удовольствие и развивала свои навыки.
При этом важно оставлять время для стихийного творчества и отдыха. Не нужно занимать все ее время кружками, малышка будет уставать. То, что Ваш ребенок девочка, не означает, что ее общение должно ограничиваться только мамой. Участие папы в воспитании маленькой девочки более важно на этом возрастном этапе.
Роль мамы в жизни девочки.
Любая девочка не только подражает маме, но повторяет ее путь. Какую линию поведения избирает мать, таким путем пойдет дочь. Даже отношение к мужу у нее будет такое, какое было у матери к отцу. Как мама относится к окружающему миру, точно таким его увидит дочь. Роль матери в воспитании дочери колоссальна, поэтому, когда женщина желает счастья своей дочери – она должна сама стать счастливой.
Материал подготовлен Т.В. Колышкиной,
социальным педагогом Центра
← Вернуться к списку