• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » О проблемах понимания между детьми и родителями.

    Методические разработки для специалистов Центра

    17.01.2023

    О проблемах понимания между детьми и родителями.

    Проблема эффективного взаимодействия между детьми и родителями в замещающих семьях стоит очень остро.

    В рамках образовательных программ «Семейная мастерская» и «Подросток в замещающей семье» на занятиях по теме «Детско – родительские отношения» в качестве дидактического материала используется детско – взрослый разговорник. Родители учатся расшифровывать детские сигналы «плохого поведения», делятся своими мнениями и опытом воспитания в сложных ситуациях.

    Замещающие родители положительно оценивают такую практику, считают, что детско – взрослый разговорник помогает им лучше понять своих детей.

    Информацию подготовила Белева Н.П.,
     педагог – психолог отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгуре.

     Детско-взрослый разговорник

    Что говорят нам сигналы детей?
    Правильно ли мы понимаем их?

    Агрессивен:

    «Мне страшно, я не знаю как с этим справиться».

    Очень агрессивен:

    «Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре».

    Апатичен:

    «Я боюсь ошибиться. Боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и все, что я делаю».

    Беспомощен:

    «Мне очень удобно, когда взрослые делают все за меня. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной».

    Бьет родителей:

    «Я не знаю другого способа выразить злость на родителей. Сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее».

    Кошмары:

    «Образы в моем сне говорят мне о том, чего я боюсь в реальной жизни».

    Ворует:

    «Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. Так я выражаю свою злость».

    Выдергивает волосы:

    «Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс».

    Говорит очень тихо:

    «Я боюсь проявлять себя, говорить о своих желаниях и защищать себя. Боюсь, что меня таким не примут».

    Плохо говорит:

    «Мне удобно, когда взрослые говорят и делают за меня что-либо. А еще так я помогаю маме быть всегда нужной и не впадать в депрессию».

    Грызет ногти:

    «Мне страшно, я переживаю и испытываю сильный стресс, часто из-за расставания с мамой».

    Не умеет дружить:

    «Я не знаю, как защищать себя при общении с другими детьми и как находить с ними общий язык».

    Говорит плохие слова:

    «Так я проверяю, что можно, а что нельзя делать в нашей семье».

    Жадничает:

    «Считаю, что мои вещи принадлежат мне по праву. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки».

    Завидует:

    «Боюсь оказаться хуже, чем другие, и быть отвергнутым».

    Задает много вопросов:

    «Я познаю мир».

    «Мне не хватает вашего внимания».

    «Я нуждаюсь в важной информации о себе и своей семье, которую от меня скрывают».

    Заикается:
     

    «Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался».

    «Я чувствую себя в чем-то виноватым». «Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться».

    Капризничает:

    «Я не могу заявить о своих желаниях прямо — капризы помогают мне добиться своих целей».

    Не доедает:

    «Я не готов "переварить" трудности или изменения. Таким образом я дистанцируюсь от семьи».

    Много ест:

    «Еда позволяет мне справиться с тревожностью. Ей я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь».

    Ленится:

    «Мне неинтересно делать то, что мне предлагают».

    «Я боюсь, что у меня не получится и никто меня не поддержит».

    «Мне удобно, когда за меня все делают другие».

    Не хочет идти в школу:
     

    «Я не получаю достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами».

    «У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок».

    «У меня трудности в общении, и я не знаю, как с этим справится».

    Не хочет идти в детский сад:

    «Я очень боюсь оставлять маму одну. Боюсь, что она не справится одна».

    «Мне страшно оставаться без мамы».

    Никого не слушает:

    «Мне не хватает последовательных и четких правил в доме».

    «Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому обратить на себя внимание».

    Мало играет:

    «Я боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть "удобным" ребёнком"».

    Играет только в гаджеты:

    «Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что чего-то могу, только здесь я успешен».

    Раздражается:

    «Мне не разрешено злиться, и с помощью раздражения я показываю свою злость другим».

    Навязчиво соблюдает порядок:

    «Если я не буду соблюдать жесткий порядок и соблюдать последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю».

    Скрипит зубами во сне:

    «Я злюсь и не могу выразить злость словами».

    Плохо спит:

    «Боюсь, что не справлюсь с темнотой и неизвестностью».

    «Боюсь что мама не придет».

    «Считаю, что право спать с мамой принадлежит только мне».

    Привязан к игрушке:

    «Я испытываю сильную тревогу. Игрушка заменяет мне маму».

    Причиняет себе вред:

    «Я чувствую невыносимую боль в душе, и мне легче пережить ее физически».

    «Я чувствую себя очень виноватым и пытаюсь наказать себя сам».

    Слишком много фантазирует:

    «Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами»

    ​                                                                           Психолог Евгения Забурдаева
    https://zaburdaeva.ru/detsko-vzroslyj-razgovornik/

    Вернуться к списку