Проблема эффективного взаимодействия между детьми и родителями в замещающих семьях стоит очень остро.
В рамках образовательных программ «Семейная мастерская» и «Подросток в замещающей семье» на занятиях по теме «Детско – родительские отношения» в качестве дидактического материала используется детско – взрослый разговорник. Родители учатся расшифровывать детские сигналы «плохого поведения», делятся своими мнениями и опытом воспитания в сложных ситуациях.
Замещающие родители положительно оценивают такую практику, считают, что детско – взрослый разговорник помогает им лучше понять своих детей.
Информацию подготовила Белева Н.П.,
педагог – психолог отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгуре.
Агрессивен: |
«Мне страшно, я не знаю как с этим справиться». |
Очень агрессивен: |
«Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре». |
Апатичен: |
«Я боюсь ошибиться. Боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и все, что я делаю». |
Беспомощен: |
«Мне очень удобно, когда взрослые делают все за меня. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной». |
Бьет родителей: |
«Я не знаю другого способа выразить злость на родителей. Сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее». |
Кошмары: |
«Образы в моем сне говорят мне о том, чего я боюсь в реальной жизни». |
Ворует: |
«Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. Так я выражаю свою злость». |
Выдергивает волосы: |
«Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс». |
Говорит очень тихо: |
«Я боюсь проявлять себя, говорить о своих желаниях и защищать себя. Боюсь, что меня таким не примут». |
Плохо говорит: |
«Мне удобно, когда взрослые говорят и делают за меня что-либо. А еще так я помогаю маме быть всегда нужной и не впадать в депрессию». |
Грызет ногти: |
«Мне страшно, я переживаю и испытываю сильный стресс, часто из-за расставания с мамой». |
Не умеет дружить: |
«Я не знаю, как защищать себя при общении с другими детьми и как находить с ними общий язык». |
Говорит плохие слова: |
«Так я проверяю, что можно, а что нельзя делать в нашей семье». |
Жадничает: |
«Считаю, что мои вещи принадлежат мне по праву. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки». |
Завидует: |
«Боюсь оказаться хуже, чем другие, и быть отвергнутым». |
Задает много вопросов: |
«Я познаю мир». «Мне не хватает вашего внимания». «Я нуждаюсь в важной информации о себе и своей семье, которую от меня скрывают». |
Заикается: |
«Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался». «Я чувствую себя в чем-то виноватым». «Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться». |
Капризничает: |
«Я не могу заявить о своих желаниях прямо — капризы помогают мне добиться своих целей». |
Не доедает: |
«Я не готов "переварить" трудности или изменения. Таким образом я дистанцируюсь от семьи». |
Много ест: |
«Еда позволяет мне справиться с тревожностью. Ей я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь». |
Ленится: |
«Мне неинтересно делать то, что мне предлагают». «Я боюсь, что у меня не получится и никто меня не поддержит». «Мне удобно, когда за меня все делают другие». |
Не хочет идти в школу: |
«Я не получаю достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами». «У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок». «У меня трудности в общении, и я не знаю, как с этим справится». |
Не хочет идти в детский сад: |
«Я очень боюсь оставлять маму одну. Боюсь, что она не справится одна». «Мне страшно оставаться без мамы». |
Никого не слушает: |
«Мне не хватает последовательных и четких правил в доме». «Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому обратить на себя внимание». |
Мало играет: |
«Я боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть "удобным" ребёнком"». |
Играет только в гаджеты: |
«Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что чего-то могу, только здесь я успешен». |
Раздражается: |
«Мне не разрешено злиться, и с помощью раздражения я показываю свою злость другим». |
Навязчиво соблюдает порядок: |
«Если я не буду соблюдать жесткий порядок и соблюдать последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю». |
Скрипит зубами во сне: |
«Я злюсь и не могу выразить злость словами». |
Плохо спит: |
«Боюсь, что не справлюсь с темнотой и неизвестностью». «Боюсь что мама не придет». «Считаю, что право спать с мамой принадлежит только мне». |
Привязан к игрушке: |
«Я испытываю сильную тревогу. Игрушка заменяет мне маму». |
Причиняет себе вред: |
«Я чувствую невыносимую боль в душе, и мне легче пережить ее физически». «Я чувствую себя очень виноватым и пытаюсь наказать себя сам». |
Слишком много фантазирует: |
«Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами» |
Психолог Евгения Забурдаева
https://zaburdaeva.ru/detsko-vzroslyj-razgovornik/