• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки для специалистов Центра » Психологическая подготовка кровного ребенка к принятию приемного ребенка в семью, как условие безопасности детей в семье.

    Методические разработки для специалистов Центра

    20.06.2022

    Психологическая подготовка кровного ребенка к принятию приемного ребенка в семью, как условие безопасности детей в семье.

     

    Белобородова Р.Б.,
    педагог-психолог
    ГБУДО ПК ЦППМСС г. Перми
    г.Лысьва, Пермский край

    imamka@mail.ru

    Аннотация. В статье представлены  основные направления подготовки замещающих родителей, кровных детей и  детей-сирот/детей, ставшихся без попечения родителей. Особо выделяется направление подготовки кровных детей к приему в семью детей-сирот  с целью обеспечения комфортного, безопасного проживания детей в замещающей семье. Даны практические рекомендации по подготовке кровных детей, либо ранее помещенных приемных детей в семью для безопасного проживания, снижения рисков семейного неблагополучия, рисков жестокого обращения, вторичных отказов от детей-сирот.

    Ключевые слова. Замещающие семьи, кровные дети,  дети сироты/ дети, оставшиеся без попечения родителей, безопасность, подготовка.

    В последние 20 лет одной из приоритетных задач государства является развитие системы семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая стала более гуманной альтернативой сети учреждений институциальной заботы.

    Такие формы замещающего семейного устройства, как приемная, патронатная или  опекунская семьи позволили смягчить психологические последствия разрыва семейных связей для детей, оставшихся без родительского попечения.

    В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761, был поставлен целевой показатель по устройству детей-сирот в семьи. Уже к 2017 году в России около 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны были проживать в замещающих семьях.

    В настоящее время зарубежные инновации в сфере деинституализации замещающей заботы о детях строятся на следующих основных подходах: теории объектных отношений Британской школы; теории интерперсональных отношений Г. Салливена, теории развития личности Э. Эриксона; теории привязанности Дж. Боулби.

    Одним из лидирующих  представителей  реструктуризации институциальной заботы и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  стал Пермский край, где проводились исследования В.Н.Ослон.

    В.Н. Ослон является разработчиком одной из первых в России моделей реорганизации детских домов в центры по семейному жизнеустройству детей-сирот (В.Н.Ослон, 2006 г.). Автор в своем исследовании доказала преимущества семейных форм воспитания для благоприятного развития и социализации детей- сирот. Она разработала стратегии психологической помощи замещающим семьям. На основании результатов исследования, она детально описала  вопросы подготовки семьи к приему ребенка.

    В.Н. Ослон ставит одну из важных задач -  обучение  для потенциальных замещающих родителей, так как им  необходимы профессиональные компетенции для данного направления деятельности, чтоб максимально обеспечить безопасную, в том числе и психологически безопасную среду для воспитания,  развития  детей-сирот в условиях проживания в замещающей семье.

    В.Н.Ослон выделяет следующие направления подготовки ребенка и принимающей семьи: 1) подготовка базисной семьи к приему ребенка; 2) подготовка ребенка к приему; 3) подготовка семьи и ребенка к совместной жизни; 4) подготовка других членов семьи к приему ребенка; 5) подготовка ребенка к жизни в семье; 6) Терапевтическая работа с семьей и ребенком. В каждом направлении имеются свои задачи и технологии.

    Так в направлении подготовки других членов семьи к приему ребенка автор ставит следующие задачи: формирование психологических условий для принятия всеми членами семьи приемного ребенка; обучение бабушек и дедушек, братьев и сестер приемного ребенка, подготовку кровных детей к наиболее сложным ситуациям межличностного взаимодействия; формирование доверительных отношений между ребенком и всеми членами семьи.  Это необходимо для  формирования психологической безопасности, как для приемного ребенка, так  и кровных детей, проживающих в семье. Как показывает практика, большое внимание уделяется вопросам становления детско-родительских отношений, но  недооценивается взаимоотношения в сиблинговой  подсистеме  (чаще между кровными и приемными детьми).  С учетом возраста кровного ребенка, необходима его подготовка   к межличностному взаимодействию с приемным, формируя правильное представление о депривационных  особенностях ребенка-сироты.

    И.Ф. Дементьева указывает на то, что конфликты между приемными и кровными детьми неизбежны (И.Ф.Дементьева 2012г.). Немаловажной и достаточно острой является проблема взаимоотношений приемного ребенка с кровными детьми приемных родителей. Согласно мнению автора, различают несколько типов взаимоотношений между детьми:

    1) кровный ребенок адекватно воспринимает приемного ребенка, поддерживает своих родителей в их решении взять на воспитание приемного ребенка; 2) кровный ребенок проявляет по отношению к приемному ребенку равнодушие, игнорирует его, демонстративно не замечает его присутствия; 3) между кровным и приемным ребенком складываются враждебные отношения, которые сопровождаются частыми конфликтами, доходящими до издевательств и драк.

    Конфликты между приемными и кровными детьми неизбежны, но важно, чтобы они разрешались без унижения и оскорбления.  Приемные родители часто испытывают затруднения в разрешении конфликтных ситуаций, им требуется профессиональная поддержка в правильной организации отношений между детьми и способах разрешения конфликтных ситуаций.

    Российские исследователи говорят об острых негативных переживаниях кровных детей в связи с появлением в семье приемного ребенка, а также о позитивном влиянии сопровождения приемной семьи, которое облегчает адаптацию и снижает степень напряженности в сиблинговых отношениях (Матосова, 2018; Ослон, 2006; Захарова, 2007).

    В исследовании отношения кровных детей-подростков к приемным детям (Самойловская А. Н. и Чеботарева Е. Ю. 2020г.) авторы пришли к выводам, что подростки из замещающих семей в целом позитивно относятся к ситуации включения приемного ребенка в семью, но при этом испытывают амбивалентные эмоции. Чаще это связано с родительскими установками, доверием  к родителям. Но, большинство подростков отмечало, что,  хоть они и получали много информации о приемных детях и процессе их адаптации в семье, ее все равно оказывалось недостаточно. Многие моменты совместной жизни с приемным ребенком для кровных  детей оказывались неожиданными. Они отмечают, что им было бы легче, если бы они знали об этих моментах заранее. Это подчеркивает важность  подробного информирования кровных детей перед появлением в семье приемного, а также важность ряда профилактических мер на этапе подготовки замещающей семьи.

    Также важным является то, что подростки из замещающих семей осознают и прямо говорят о возможности выражать свои чувства по поводу приемного ребенка и всей семейной ситуации. Подростки отмечают, что их родители, погруженные в решение множества сложных задач, не всегда способны справляться с этими чувствами их кровных детей и что в этих ситуациях им очень нужна и полезна помощь специалистов. Чаще всего кровные дети связывают свои негативные переживания с важностью  обеспечения для подростка в замещающей семье личного пространства, а также специфических, соответствующих возрасту и ситуации каналов выражения эмоций и способов поддержания эмоциональной близости с родителями. С одной стороны, эти  проблемы типичны для всех детей подросткового возраста, с другой - ситуация приема в семью нового члена, требующего особой заботы и внимания, обостряет чувства подростков и, затрудняет прохождение подростком, и его семьи подросткового кризиса. Некоторые подростки из замещающих семей считают свой опыт столкновения с феноменом сиротства ресурсным. отмечают позитивную трансформацию личностных качеств, в отношении к людям, в общей осмысленности жизни. Себя подростки видят отодвинутыми на периферию семейной структуры. Возможно, как и в ситуациях появления в семье нового кровного ребенка, старший/раньше появившийся в семье ребенок, обращает внимание на отца, ожидая от него помощи и опоры в ситуации, когда мать не может оказывать ему столько внимания, как раньше. Но, по разным причинам, отцы в замещающих семьях не выполняют эту функцию, не оказывают кровному ребенку достаточной поддержки.

    Таким образом, в работе с потенциальными замещающими родителями  следует обращать  внимание на необходимость обсуждения решения с кровными детьми.  Стоит обсуждать  ожидания детей от предстоящих перемен и того, каким будет новый ребенок в семье,  рассказывать им о том, с чем придется столкнуться в реальности, насколько она будет отличаться от ожиданий. Было бы полезным предварительное знакомство детей, совместные занятия. Также родителей стоит информировать о том, что кровные дети сталкиваются с амбивалентными чувствами в данной  ситуации. Важно доносить до родителей, что детям необходимо создавать пространство для выражения негативных чувств в виде открытых и поддерживающих разговоров о предстоящих переменах.

    Итак, наряду с психологической подготовкой замещающих родителей, необходимо готовить кровных и ранее принятых приемных детей к приходу в семью вновь принимаемого ребенка, что несомненно снизит риски семейного неблагополучия, риски жестокого обращения, повторных отказов и будет способствовать толерантному отношению всех членов семьи к принимаемому ребенку.

    При подготовке кровных детей к приходу приемного ребенка, важно обращать внимание на следующие моменты:

    1. При помещении в семью ребенка-сироты, благоприятнее будет, если кровный ребенок будет старше, чем принимаемый. Небольшая разница в возрасте поможет детям найти общий язык и интересы. Взаимопонимание легче будет найти однополым детям.
    2. При помещении в семью ровесника, дети  могут воспринимать друг друга, как конкуренты, что может спровоцировать конфликты.
    3. На подготовку единственного ребенка родителям потребуется больше времени и ресурсов, т.к. у него нет опыта взаимодействия с детьми в семье.
    4. Кровный ребенок, находящийся в периоде возрастного кризиса (кризис 3х лет, подростковый кризис и др.), будет острее реагировать на изменения состава семьи, что усложнит период адаптации семьи.
    5. Важно, чтоб ближайшее социальное окружение семьи, те взрослые, кто включен в воспитание детей (бабушки, дедушки, тети, дяди), а не только родители, сами были положительно настроены к принятию ребенка-сироты в семью. Согласованность всех взрослых помогает психологически «настроить» кровных детей.
    6. Не правильная родительская мотивация принятия в семью ребенка-сироту (родители хотят, чтобы ребенок-сирота стал братом или сестрой родному, чтобы родной не рос эгоистом; желание воспитать у родного ребенка эмпатию) может привести к отторжению данной идеи у кровного ребенка. Данная мотивация говорит о не реалистичных представлениях взрослых, при этом  возникают предпосылки пренебрежения потребностям детей.
    7. Для более легкого принятия родным ребенком приемного надо обращать внимание на схожесть и различие темпераментов, личностных особенностей.
    8. Родителям важно, выяснить у  кровного ребенка его опасения и ожидания, ответить на все беспокоящие его вопросы, рассеять сомнения, помочь адекватно посмотреть на ситуацию. Важно ответить на вопросы: «зачем это нашей семье?», «как мы будем существовать дальше?»
    9. Основная задача  приемных родителей — снять напряжение и показать родным детям, что все под контролем, что с приходом нового члена семьи, семья не теряет, а приобретает новый важный жизненный опыт.
    10. Важно обсуждать новый уклад семьи, правила, традиции.  В зависимости от возраста принимаемого ребенка, правила, уклад семьи может изменяться, о чем кровный ребенок должен быть осведомлен. Объясните, где  кровный ребенок сможет уединиться, определите ему личное пространство.
    11. Доброжелательные отношения в детской подсистеме возможны, только если потребности и интересы приемного ребенка не будут противоречить потребностям и интересам кровного. Желание сделать счастливым ребенка-сироту не должно ухудшать качество жизни кровного ребенка или угрожать его безопасности.
    12. Прежде чем принимать ребенка-сироту важно выстроить гармоничные отношения с кровным ребенком (проявлять терпение, мудрость, избегать конфликтов)

    К сожаленью на начальном этапе подготовки кандидатов в замещающие родители, не все обратившиеся осознают значимость психологической готовности их кровных детей к приходу детей-сирот в семью. Многие из них не осознают риски или не учитывают их степень. Это может привести к серьезным семейным конфликтам, опасным последствиям (пренебрежению потребностями детей, жестокому обращению, самовольным уходам, суицидальным попыткам и др.) Актуальным остается совершенствование системы подготовки граждан к возможности проживания детей-сирот в семье для обеспечения безопасных, комфортных  условий  для детей в принимающих семьях.

    С 2012 года ГБУ ДО ПК Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ЦППМСС) г.Перми осуществляет подготовку  замещающих родителей и членов их семей на всех территориях Пермского края (7 отделений). Ежегодно проходят обучение и переобучение около 3500 граждан. В центре реализуются образовательная программа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей («Школа опекунов»), образовательная программа по переподготовке действующих опекунов и приемных родителей («Семейная мастерская»), дополнительный модуль программы  («Подросток в замещающей семье») для семей, воспитывающих подростков.

    В 2019 году в учреждении были дополнительно разработаны и внедрены еще 2  дифференцированных модуля («Особенности функционирования детской подсистемы в замещающей семье», направленные  на работу с сиблингами, «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях замещающей семьи»). Реализация данных образовательных программ и модулей помогает эффективно профилактировать семейное неблагополучие, создавать безопасную среду для проживания детей в замещающих семьях за счет осознанного родительства.

     

    Библиографический список

    1. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей- сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с. ISBN 5-98563-055-2.
    2. Дементьева И.Ф. Организация работы с приемной семьей: метод. рек. / Т.Ф. Дементьева. – Екатеринбург, 2012.
    3. Матосова, Е. Ю. (2018). Сиблинги, давайте жить дружно! Или как ребенку завоевать место под солнцем среди братьев и сестер в приемной семье. Вне фокуса: на что не хватает внимания в семейном устройстве.
    4. Захарова, Ж. А. (2007). Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях приемной семьи. Отечественный журнал социальной работы, 1, 25–32.
    5. Самойловская А. Н., Чеботарева Е. Ю «Психология и психотерапия семьи» №№ 3-4 2020г.| http://familypsychology.ru

     

    Вернуться к списку