• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » 11 заповедей успешного общения с ребенком

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    11 заповедей успешного общения с ребенком

    В рамках работы с кандидатами и действующими замещающими родителями специалисты Центра на обучающих тренингах много часов уделяют темам взаимодействия ребенка и взрослого. В связи с чем, специалистом по социальной работе Центра Колышкиной Татьяной Валерьевной подобран материал на тему конструктивного общения с ребенком.

    Иногда понять своего ребенка бывает очень нелегко. Все дело в том, что с годами мы теряем качества, определяющие восприятие и мировоззрение ребенка. Отсюда непонимание, обычно именуемое банальным конфликтом поколений.

    Многим родителям кажется порой, что наладить гармоничные отношения с собственным ребенком невозможно. Его поступки нелогичны, мотивы абсурдны, высказывания коробят родительское ухо. Когда возникают подобные проблемы во взаимоотношениях, родителям приходится тяжело. Но в еще более незавидном положении оказываются дети.

    Родителей не выбирают, но зато их принимают или нет. Обычно это происходит в период полового созревания ребенка. Он переосмысливает происходящее, пытается взглянуть на родителей новым взглядом – взглядом взрослого человека, равного им. Увы, некоторые дети в возрасте 10–14 лет не считают своих родителей заслуживающими уважения и любви. Чтобы этого не произошло, известный психолог-педагог Л.М. Фридман разработал одиннадцать заповедей, которыми необходимо руководствоваться в отношениях с детьми.

    1. Принимай ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка независимо от его качеств родители должны принять с любовью. Ведь только безоговорочная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум, здоровье, а другим – скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.

    2. Никогда не приказывай по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка.

    3. Никогда не принимай решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения надо лишь при достижении между родителями единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли дошкольного возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

    4. Собственное поведение родителей – решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем родители.

    5. Больше разговаривай с ребенком. Чаще вызывай детей на разговор о работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорь с ребенком, но уважительно относись его к мнению. Радуйся, что у детей возникают собственные взгляды, свои убеждения, даже если они отличны от твоих. Умей признавать свою неправоту.

    6. Не допускай никаких излишеств в подарках детям. Реклама – этот бич. Дети, соблазнившись рекламой, осаждают нас. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя порой отказ приносит больше пользы, так как учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает ребенка к иждивенчеству.

    7. Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию, – единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если мама неаккуратно и безвкусно одевается.

    8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Семья – частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределять. Мать должна быть организатором семейного дела, его руководителем, а не слугой.

    9. В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки, которую должны выполнять дети. В глазах твоих детей режим должен быть целесообразным и разумным. Если ты требуешь, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими членами семьи, то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению обеда и уборке после него. Если ты требуешь, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты куплены. Ребенок должен понимать, что подобное требование не пустая родительская прихоть.

    10. Держи двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать, что привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными и должны чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям, они должны научиться быть самостоятельными, а ведь это совсем непросто. Надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованному обсуждению всех семейных дел, дети ничего не будут скрывать от родителей. Это даст родителям прекрасную возможность вовремя предостеречь ребенка от необдуманных поступков.

    11. Устранись в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им. Одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть. Развить и отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее изменение к лучшему – общая и конечная цель совместной жизни мужа и жены. А дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы жизнь никогда не кончалась.

    Материал подготовила Т.В. Колышкина,

    специалист по социальной работе Центра 

    Вернуться к списку