С появлением приемных детей в семье, как правило, обостряются проблемы взаимоотношений. Для предотвращения этой проблемы в рамках программы подготовки будущих замещающих родителей «Школа опекунов» мною используется это упражнение.
Цель: создание условий для объективной оценки потенциальными замещающими родителями собственной готовности взять на воспитание ребенка, принять его историю жизни, поведение и чувства.
Задача: исследовать личностную и эмоциональную готовность кандидатов.
Ход упражнения.
1 этап: направленная фантазия «Встреча с приемным ребенком»
Инструкция: сядьте удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза.
«Представь себя ребенком. Тебе примерно 5 лет. У тебя есть свой дом. В доме есть любимая кроватка. В доме есть твое любимое место. У тебя есть любимые игрушки. Ты себя чувствуешь безопасно. Вдруг раздается звонок. Пришли незнакомые люди и тебя забрали. Ты не хочешь идти с ними. Плачешь. Кричишь. Вырываешься. Чьи-то сильные руки помещают тебя в машину. Тебя везут в больницу. Ты не понимаешь, что происходит. В больнице тебя осматривают врачи. Берут разные анализы. Затем помещают в детский дом. Ты видишь множество разных незнакомых лиц. Среди них нет привычных, близких для тебя людей. Тебя ведут по каким-то коридорам. Наконец. Приводят в комнату, показывают шкафчик, где будут храниться твои вещи. Кровать, на которой ты будешь спать».
- Что ты сейчас чувствуешь?
Запомните это чувство. Протяните вперед руки, ладонями вверх. Поместите в них это чувство. Какое оно? На что похоже?
2 этап: «Место приемного ребенка в своей картине мира».
Инструкция: Откройте глаза. Возьмите любой кусочек пластилина. Слепите это чувство.
На что похоже это чувство? Совместите образ чувства брошенного ребенка с образом пространства внутреннего «я». Как чувства ребенка войдут в вашу картину? На своем рисунке картины мира определите место для ребенка с его чувствами.
Обсуждение: Что вы чувствуете сейчас? Что хочется сделать? Какие изменения произошли в вашей картине мире? Как вы думаете, какая работа вам предстоит?
Достигаемый результат: В процессе создания работы каждый участник невольно соприкасается со своим «внутренним раненым ребенком» и актуализирует свой собственный детский опыт. Участники в ходе упражнения ассоциируют чувства брошенного ребенка с кляксой, сверлом, решеткой, колпаком, колючкой, пасмурной погодой и т.д.
Для осознания личностной готовности крайне важно, насколько каждый из участников готов впустить гнев, боль, страх, страдание, обиду, отчуждение ребенка-сироты в свой внутренний мир, и что произойдет, если это случится. Просьба участников поделиться полученным опытом, чувствами и мыслями.
Опыт психолога Шишкиной Е.И.,
педагога-психолога отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Кунгуре.