Педагог-психолог Центра Самуткина Ольга Владимировна предлагает рекомендации по развитию внимания и памяти у детей, имеющих задержку психического развития.
Дошкольный возраст – один из важнейших этапов развития ребенка. Родителям хочется, чтобы ребенок вырос не только физически здоровым, но был и интеллектуально развит. В этом аспекте важно уделять внимание развитию нервно-психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Важно помнить, что любое обучение в данном возрасте проводиться с опорой на игру. Главная цель – заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не получается сразу выполнить задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Ниже рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР.
Упражнение «Лесенка слов»
Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за взрослым с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:
Кошка.
Кошка. Молоко.
Кошка. Молоко. Мышка.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.
Таким образом, можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.
Упражнение «Что в корзинке?»
Это упражнение позволяет развивать у детей с ЗПР произвольную память. Эта игра является вариацией первого упражнения. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек.
Суть сводится к следующему. Вы говорите о том, что «лежит в корзине», и предлагаете детям «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.
Например:
«У меня в корзинке персики…»
«У меня в корзинке персики и абрикосы…»
«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее.
Во время этой игры дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить.
Игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития внимания ребенка.
Упражнение «Что изменилось»
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция. На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие концентрации, умения распределять внимание.
Инструкция. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
Упражнение «Нарисуй»
Цель: развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция. На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой. «Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным».
А также еще ряд упражнений:
- раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении);
- рисование элементарных узоров по образцу;
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу.
- игры на развитие зрительного и слухового внимания:
«Чем отличаются 2 картинки?»
«Что изменилось в комнате?»
«Слушай хлопки и повторяй»
Упражнение «Картинки»
Цель: развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).
Инструкция. «Сейчас я буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Упражнение «Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция. «Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…. Попросить повторить через 15-20 секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал; - девочка плачет; - папа читает; - мама готовит; - бабушка отдыхает и т.п.
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Упражнение «Угадай, что я загадал?»
Цель: развитие образной памяти, речи.
Инструкция. Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
· заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
· «Добавь словечко»
· «Слушай и рисуй»
· «Что изменилось?»
· «Расставь точки»
· «Нарисуй такой же предмет»
· «Отгадай на ощупь»
· «Чудесный мешочек»
Хотелось бы обратить внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить занятия регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.
Успехов вам и вашим детям!
Источник: Психокоррекционные технологии: цели, задачи, содержание (Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.)
← Вернуться к списку