• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Рекомендации родителям по развитию внимания и памяти у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР)

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Рекомендации родителям по развитию внимания и памяти у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР)

    Педагог-психолог Центра Самуткина Ольга Владимировна предлагает рекомендации по развитию внимания и памяти у детей,  имеющих задержку психического развития.

    Дошкольный возраст – один из важнейших этапов развития ребенка. Родителям хочется, чтобы ребенок вырос не только физически здоровым, но был и интеллектуально развит.  В этом аспекте важно уделять внимание развитию  нервно-психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.  Важно помнить, что любое обучение в данном возрасте  проводиться с опорой на игру. Главная цель – заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не получается сразу выполнить задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

    Ниже рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей  дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР.

    Упражнение «Лесенка слов»

    Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за взрослым с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

    Кошка.

    Кошка. Молоко.

    Кошка. Молоко. Мышка.

    Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

    Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.

    Таким образом, можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.

    Упражнение «Что в корзинке?»

    Это упражнение позволяет развивать у детей с ЗПР произвольную память. Эта игра является вариацией первого упражнения. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек.

    Суть сводится к следующему. Вы говорите о том, что «лежит в корзине», и предлагаете  детям «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.

    Например:

    «У меня в корзинке персики…»

    «У меня в корзинке персики и абрикосы…»

    «У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее.

    Во время этой игры дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить.

    Игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях  для развития внимания ребенка.

    Упражнение «Что изменилось»

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Инструкция. На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

    Упражнение «Четвертый лишний»

    Цель: развитие концентрации,  умения распределять внимание.

    Инструкция. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

    Упражнение «Нарисуй»

    Цель: развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

    Инструкция. На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой. «Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным».

    А также еще ряд упражнений:

    - раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении);

    - рисование элементарных узоров по образцу;

    - выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу.

    - игры на развитие зрительного и слухового внимания:

    «Чем отличаются 2 картинки?»

    «Что изменилось в комнате?»

    «Слушай хлопки и повторяй»

    Упражнение «Картинки»

    Цель: развитие  зрительной памяти (кратковременной и долговременной).

    Инструкция. «Сейчас я буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

    Упражнение «Игра в слова»

    Цель: развитие слуховой памяти.

    Инструкция. «Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…. Попросить повторить через 15-20 секунд.

    Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

     - мальчик устал; - девочка плачет; - папа читает; - мама готовит; - бабушка отдыхает и т.п.

    Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

    Упражнение «Угадай, что я загадал?»

    Цель: развитие образной памяти, речи.

    Инструкция. Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

    Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

    · заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

    · «Добавь словечко»

    · «Слушай и рисуй»

    · «Что изменилось?»

    · «Расставь точки»

    · «Нарисуй такой же предмет»

    · «Отгадай на ощупь»

    · «Чудесный мешочек»

    Хотелось бы обратить внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить занятия регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.

    Успехов вам и вашим детям!

    Источник: Психокоррекционные технологии: цели, задачи, содержание (Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.)

    Вернуться к списку