При обсуждении темы детско-родительских отношений специалисты часто сталкиваются с запросом родителей на то, «как донести до ребенка информацию»? Педагог-психолог Чайковского отделения Самуткина О.В. предлагает различные варианты взаимодействия с ребенком, учитывая особенности его восприятия.
От природы все люди наделены зрением, слухом, тактильной, обонятельной и вкусовой чувствительностью. Именно благодаря им человек способен получать информацию, поступающую извне. Однако не вся поступающая информация воспринимается одинаково: у каждого человека преобладают свои каналы восприятия.
При общении или обучении необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации вашим ребенком. Этот момент важно учитывать и родителям и педагогам. Для выстраивания эффективного взаимодействия надо уметь общаться с ребенком на "его языке".
Выделяется три основных канала получения информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. По преобладающему каналу восприятия выделяются три основных типа людей:
аудиал – человек, который воспринимает информацию в основном через слух.
визуал – человек, воспринимающий мир в большинстве случаев через глаза.
кинестетик – человек, воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Направления работы |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Замечания |
сказать шепотом "ш-ш-ш", делать словесные замечания |
покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем |
положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться
|
При выполнении ребенком домашнего задания |
не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия |
разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д. |
не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...)
|
При общении |
используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации) |
употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия
|
используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию |
Организация запоминания |
Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину |
Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания |
Помнит общее впечатление; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Разрешить вертеть в руках предмет
|
Как посадить на занятие |
Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать |
Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание |
Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу
|
Материал подготовлен педагогом-психологом
Самуткиной О.В.
← Вернуться к списку